Принято на педагогическом совете Протокол №96/1 от 23.06.2017г. Утверждено приказом по МАОУ «Лицей» №162/ОД от 24.06.2017 Внесены изменения по решению педагогического совета Протокол №119 от 28.08.2020 Изменения утверждены приказом по МАОУ «Лицей» №204/ОД от 31.08.2020 ПОЛОЖЕНИЕ о правилах проведения, оформления и порядке защиты индивидуальных проектов в рамках учебно-исследовательской практики в 10-х классах В соответствии с ФГОС ООО, ФГОС СОО исследовательская компетентность - это способность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с неизвестным решением и предполагающая освоение основных этапов деятельности, характерных для исследования в научной сфере. Для формирования исследовательской компетентности необходимо: создание творческой атмосферы, развитие интереса к исследовательской, проектной, творческой деятельности; инициирование и поддержка поисковой, исследовательской, проектной деятельности; сопровождение исследовательской и проектной деятельности; создание условий для поддержки, внедрения и распространения результатов деятельности. 1. Основные понятия, используемые в настоящем положении 1.1. Индивидуальный проект - это учебный проект, выполняемый в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность. 1.2. Учебно-исследовательская практика – организованная внеурочная деятельность по созданию индивидуального проекта в рамках образовательного учреждения, обеспечиваемая системой мероприятий и условий для продуктивного результата. 1.3. Тьютор – научный руководитель конкретной работы, это педагоги лицея, преподаватели ТИ НИЯУ МИФИ (ГО «Город Лесной») и социальные партнѐры. 1.4. Куратор – организационный руководитель учебно-исследовательской практикой, тарифицируемый на 35 учебных часов, в функционал которого входит создание условий для осуществления всех форматов практики, персонализированный мониторинг прохождения практики, организация совместных мероприятий и событий практики. 1.5. Стендовая защита форма представления итогового продукта практики, предусматривающая выбор в способах презентации (своего стенда) одновременно всеми участниками практики в пространстве лицея. Выступление докладчиков носит не академический характер, а направлен на взаимодействие с экспертами и посетителями защиты. Предполагает формирующую систему оценивания. В лицее проводится неклассический вариант защиты (без унификации стендов). 2. Цель, задачи и основные направления учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся МАОУ «Лицей» в рамках учебно-исследовательской практики Целью организации научно-исследовательской деятельности обучающихся является совершенствование и повышение уровня знаний, формирование исследовательской компетентности учащихся классов с углубленным изучением отдельных предметов и мотивированных обучающихся начального и основного уровня образования в лицее. 2.1. Написание индивидуальных проектов направлено на решение следующих задач: проведение учащимися самостоятельных экспериментов и наблюдений; приобретение учащимися навыков работы со специальной и справочной литературой; приобретение учащимися знаний и умений анализа и обобщения полученного материала; приобщение учащихся к учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе (НИР). 2.2. На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями проектной деятельности являются: социальное; бизнес-проектирование; исследовательское; инженерное; информационное. Учебно-исследовательские проекты могут иметь следующие направления: естественно-научные исследования; исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки школьной программы, например в психологии, социологии); экономические исследования; социальные исследования; научно-технические исследования. 3. Планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках учебно-исследовательской практики 3.1. В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление: о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности; о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных; о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках; об истории науки; о новейших разработках в области науки и технологий; о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.); о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.); 3.2. Обучающийся сможет: решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин; использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач; использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни; использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач; использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы. 3.3. С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей обучающиеся научатся: формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе; восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве; отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей; оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели; находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека; вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества; самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы; адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков; адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ); адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов. 4. Условия, обеспечивающие учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся в рамках учебно-исследовательской практики 4.1. В учебном плане в параллели 10-х классов МАОУ «Лицей» в разделе 1 «Обязательные для всех предметы» предусмотрены часы для работы над индивидуальным проектом в объеме 35 часов. Программа элективного курса «Индивидуальный проект» реализуется в течение одного учебного года. Основным содержанием программы является работа над индивидуальным проектом по выбранной учащимися проблематике с учетом предметов, выбранных для углубленного изучения. 4.2. В обязанности куратора по сопровождению учебно-исследовательской или проектной работы входят: создание календарно-тематического планирования учебно-исследовательской практики; разработка рекомендаций по подбору литературы, необходимой для реализации замысла; подготовка и проведение консультаций по подготовке работы в форме индивидуальной или групповой работы, семинарских занятий и практикумов, ярмарки тем; проверка чернового экземпляра работы, подготовка замечаний и рекомендаций по ее тексту; 4.3. В обязанности тьютора учебно-исследовательской практики входит: оказание помощи в формулировании темы работы и составлении ее плана; консультирование при отборе информации, определению методов исследования, обеспечение техники безопасности и этических норм при выполнении практической части проекта; содействие в обеспечении ресурсами для лабораторных исследований, социальных и физических экспериментов, инструктирование при работе с техникой; консультирование и помощь при оформлении работы и выбора способов презентации; оценивание деятельности обучающегося на разных этапах и рецензирование окончательного варианта работы. 5. Оценивание индивидуального проекта или исследования, реализованного в рамках учебно-исследовательской практики 5.1. Оценивание индивидуального проекта осуществляется по накопительной системе. 40 баллов ученик набирает по мере прохождения практики Этапы оценивания Количество Оценивает баллов Участие в семинаре о структуре проекта 5 Куратор Зачет по электронным ресурсам сопровождения практики 5 Куратор Оформление библиографии 5 Куратор Работа над теоретической частью 10 Тьютор Работа над практической частью 10 Тьютор Проверка на антиплагиат 5 Куратор В случае, если за прохождение практики будет набрано менее 20 баллов, к стендовой защите работа не допускается. 5.2. Экзамен, проводимый в форме стендовой защиты индивидуальных проектов и учебно-исследовательских работ, представляет собой процедуру оценивания метапредметных и предметных умений. а. В рамках учебно-исследовательской практики МАОУ «Лицей» обучающиеся 10-х классов публично представляют два элемента проектной (или исследовательской) работы: - защита темы проекта (проектной идеи) или исследования; - защита реализованного проекта или исследования. б. На защите темы проекта (проектной идеи) или исследования с обучающимся обсуждаются: - актуальность проекта; - практическая значимость исследования или положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей; - ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации проекта или исследования, возможные источники ресурсов; - риски реализации проекта или исследования и сложности, которые ожидают обучающегося при реализации данного проекта; В результате защиты темы проекта должна произойти (при необходимости) такая корректировка, чтобы проект (или исследование) стал реализуемым и позволил обучающемуся предпринять реальное проектное (исследовательское) действие. 5.3. В качестве инструментов оценки используются оценочные листы (Приложение 2), экспертные заключения и т.д. Каждого участника стендовой защиты оценивают не менее трех экспертов по отдельности. Оценки, выставленные экспертами, усредняются (максимальное количество баллов – 60). Правила проведения стендовой защиты и критерии оценки должны быть известны участникам заранее. Каждому параметру оценки, занесенному в оценочный лист или экспертное заключение, должны соответствовать точные критерии оценки. 5.4. Важной формой формирующего оценивания и рефлексии являются листы отзывов, которые остаются у обучающегося и содержат неформальную оценку и замечания гостей или экспертов стендовой защиты. 5.5. Требования к структуре и оформлению учебно-исследовательской и проектной работы изложены в Приложении 1. 5.6. При неудовлетворенности оценкой (которая выставляется в аттестат), обучающийся имеет шанс поучаствовать в сессии УИП в 11 классе через заявительную процедуру. Приложение 1 1. Требования к структуре учебного исследования: - постановка задачи, - формулировка гипотезы, - описание инструментария и регламентов исследования, - проведение исследования и - интерпретация полученных результатов. 2. Требования к структуре проекта: - тема и краткое описание сути проекта; - актуальность проекта; - положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди; - ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов; - ход реализации проекта; - риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации. 3. Требования к оформлению учебно-исследовательской работы. 3.1. В верхней части титульного листа указывается название учебного заведения, в котором проводится защита работы. В центре листа размещаются название учебного предмета и формулировка темы работы; чуть ниже – фамилия, имя, отчество обучающегося и его принадлежность к классу, фамилия, имя, отчество руководителя. Внизу по центру указываются название города и год написания работы. 3.2. За титульным листом следует оглавление работы, которое состоит из четырех основных частей: введения, основной части, заключения и списка литературы. При наличии приложений информация о них должна содержаться в оглавлении. 3.3. Введение включает в себя краткое обоснование актуальности выбранной темы, которая может рассматриваться в связи с недостаточной научной разработанностью проблемы, ее объективной сложностью для изучения и информационной ценностью материала, а также в связи с многочисленными дискуссиями, возникающими вокруг нее. В этой части необходимо также показать, почему заявленная тема представляет научный интерес и практическое значение. Во введении указываются цель работы, а также задачи, которые требуется решить для ее достижения. Объем введения может составлять 2-3 страницы текста. 3.4. Основная часть содержит материал, который отобран обучающимся для рассмотрения проблемы. Он может быть разделен на параграфы. Средний объем основной части 10-15 страниц. В основной части должно быть изложено собственное мнение обучающегося по заявленной проблеме. 3.5. В заключении работы обучающийся самостоятельно формулирует выводы, опирающиеся на приведенные в основной части факты, обращает внимание на выполнение поставленных во введении цели и задач. Объем заключения - 1-2 страницы. 3.6. В списке использованной для написания работы литературы в алфавитной последовательности указываются все источники, которыми пользовался обучающийся при подготовке работы. В информации о них необходимо указать: - место издания источника, - название издательства, - год издания источника, - количество страниц В списке использованной для написания работы литературы должно быть указано не менее 4-х источников. Приложение 2 Примерный экспертный лист Автор _____________________ Тема работы _____________________________________ 0 баллов – отсутствует 1-2 балл – только несколько элементов требований 3 -6 балла – выражено частично 7-8 баллов – выражено достаточно 9-10 балла – выражено ярко Критерий и пояснение Балл Примечание, пояснение (при эксперта необходимости) Актуальность темы (новизна идеи, оригинальность методов, подходов, наличие проблематики, общественная польза, межпредметный характер исследования) Уровень проработанности (глубина исследования, соответствие цели с результатом, уровень знакомства с современным состоянием проблемы, логика исследования) Уровень личностной компетенции (самостоятельность, индивидуальные приращения, наличие личностно-значимых результатов, использование знаний вне учебной программы) Качество защиты работы (Убедительность, логика изложения, коммуникабельность, грамотная речь) Качество оформления работы (соответствие требованиям к структуре , грамотность текста, качество презентационных материалов) Общий итог в баллах рекомендации (участие в НПК, доработка, исправление ошибок, публикация, распространение опыта) Эксперт ________________________________ Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)