Положение об индивидуальном проекте_2020

Принято
на педагогическом совете
Протокол №96/1 от 23.06.2017г.

Утверждено приказом
по МАОУ «Лицей»
№162/ОД от 24.06.2017

Внесены изменения по решению
педагогического совета
Протокол №119 от 28.08.2020

Изменения утверждены
приказом по МАОУ «Лицей»
№204/ОД от 31.08.2020

ПОЛОЖЕНИЕ
о правилах проведения, оформления и порядке защиты индивидуальных проектов в
рамках учебно-исследовательской практики в 10-х классах
В соответствии с ФГОС ООО, ФГОС СОО исследовательская компетентность - это
способность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с
неизвестным решением и предполагающая освоение основных этапов деятельности,
характерных для исследования в научной сфере.
Для формирования исследовательской компетентности необходимо:
 создание творческой атмосферы, развитие интереса к исследовательской,
проектной, творческой деятельности;
 инициирование и поддержка поисковой, исследовательской, проектной
 деятельности;
 сопровождение исследовательской и проектной деятельности;
 создание условий для поддержки, внедрения и распространения результатов
деятельности.
1. Основные понятия, используемые в настоящем положении
1.1. Индивидуальный проект - это учебный проект, выполняемый в рамках одного или
нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в
самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или
видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и
результативную деятельность.
1.2. Учебно-исследовательская практика – организованная внеурочная деятельность по
созданию индивидуального проекта в рамках образовательного учреждения,
обеспечиваемая системой мероприятий и условий для продуктивного результата.
1.3. Тьютор – научный руководитель конкретной работы, это педагоги лицея,
преподаватели ТИ НИЯУ МИФИ (ГО «Город Лесной») и социальные партнѐры.
1.4. Куратор – организационный руководитель учебно-исследовательской практикой,
тарифицируемый на 35 учебных часов, в функционал которого входит создание
условий для осуществления всех форматов практики, персонализированный
мониторинг прохождения практики, организация совместных мероприятий и
событий практики.
1.5. Стендовая защита форма представления итогового продукта практики,
предусматривающая выбор в способах презентации (своего стенда) одновременно
всеми участниками практики в пространстве лицея. Выступление докладчиков
носит не академический характер, а направлен на взаимодействие с экспертами и
посетителями защиты. Предполагает формирующую систему оценивания. В лицее
проводится неклассический вариант защиты (без унификации стендов).
2. Цель, задачи и основные направления учебно-исследовательской и проектной
деятельности обучающихся МАОУ «Лицей» в рамках учебно-исследовательской
практики

Целью организации научно-исследовательской деятельности обучающихся является
совершенствование и повышение уровня знаний, формирование исследовательской
компетентности учащихся классов с углубленным изучением отдельных предметов и
мотивированных обучающихся начального и основного уровня образования в лицее.
2.1. Написание индивидуальных проектов направлено на решение следующих задач:
 проведение учащимися самостоятельных экспериментов и наблюдений;
 приобретение учащимися навыков работы со специальной и справочной
литературой;
 приобретение учащимися знаний и умений анализа и обобщения полученного
материала;
 приобщение учащихся к учебно-исследовательской и научно-исследовательской
работе (НИР).
2.2. На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями проектной
деятельности являются:
 социальное;
 бизнес-проектирование;
 исследовательское;
 инженерное;
 информационное.
Учебно-исследовательские проекты могут иметь следующие направления:
 естественно-научные исследования;
 исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки
школьной программы, например в психологии, социологии);
 экономические исследования;
 социальные исследования;
 научно-технические исследования.
3. Планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности
обучающихся в рамках учебно-исследовательской практики
3.1. В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся
получат представление:
 о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных
методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
 о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент,
надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
 о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в
естественных науках;
 об истории науки;
 о новейших разработках в области науки и технологий;
 о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и
исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского
права и др.);
 о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в
результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения
исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры,
краудфандинговые структуры и др.);
3.2. Обучающийся сможет:
 решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
 использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач;

 использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих
учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной
жизни;
 использовать элементы математического моделирования при решении
исследовательских задач;
 использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов,
полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
3.3. С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе освоения
принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей обучающиеся научатся:
 формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями
об общем благе;
 восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной
деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем
культурном пространстве;
 отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных
видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке
собственных целей;
 оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время),
необходимые для достижения поставленной цели;
 находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов
в различных областях деятельности человека;
 вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и
объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с
целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
 самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему
параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации
проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
 адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков;
 адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые
он повлечет в жизни других людей, сообществ);
 адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования,
видеть возможные варианты применения результатов.
4. Условия, обеспечивающие учебно-исследовательскую и проектную деятельность
обучающихся в рамках учебно-исследовательской практики
4.1. В учебном плане в параллели 10-х классов МАОУ «Лицей» в разделе 1
«Обязательные для всех предметы» предусмотрены часы для работы над индивидуальным
проектом в объеме 35 часов. Программа элективного курса «Индивидуальный проект»
реализуется в течение одного учебного года. Основным содержанием программы является
работа над индивидуальным проектом по выбранной учащимися проблематике с учетом
предметов, выбранных для углубленного изучения.
4.2. В обязанности куратора по сопровождению учебно-исследовательской или проектной
работы входят:
 создание календарно-тематического планирования учебно-исследовательской
практики;
 разработка рекомендаций по подбору литературы, необходимой для
реализации замысла;

 подготовка и проведение консультаций по подготовке работы в форме
индивидуальной или групповой работы, семинарских занятий и практикумов,
ярмарки тем;
 проверка чернового экземпляра работы, подготовка замечаний и рекомендаций
по ее тексту;
4.3. В обязанности тьютора учебно-исследовательской практики входит:
 оказание помощи в формулировании темы работы и составлении ее плана;
 консультирование при отборе информации, определению методов
исследования, обеспечение техники безопасности и этических норм при
выполнении практической части проекта;
 содействие в обеспечении ресурсами для лабораторных исследований,
социальных и физических экспериментов, инструктирование при работе с
техникой;
 консультирование и помощь при оформлении работы и выбора способов
презентации;
 оценивание деятельности обучающегося на разных этапах и рецензирование
окончательного варианта работы.
5. Оценивание индивидуального проекта или исследования, реализованного в
рамках учебно-исследовательской практики
5.1. Оценивание индивидуального проекта осуществляется по накопительной системе.
40 баллов ученик набирает по мере прохождения практики
Этапы оценивания
Количество Оценивает
баллов
Участие в семинаре о структуре проекта
5
Куратор
Зачет по электронным ресурсам сопровождения практики
5
Куратор
Оформление библиографии
5
Куратор
Работа над теоретической частью
10
Тьютор
Работа над практической частью
10
Тьютор
Проверка на антиплагиат
5
Куратор
В случае, если за прохождение практики будет набрано менее 20 баллов, к стендовой
защите работа не допускается.
5.2. Экзамен, проводимый в форме стендовой защиты индивидуальных проектов и
учебно-исследовательских работ, представляет собой процедуру оценивания
метапредметных и предметных умений.
а. В рамках учебно-исследовательской практики МАОУ «Лицей» обучающиеся 10-х
классов публично представляют два элемента проектной (или исследовательской) работы:
- защита темы проекта (проектной идеи) или исследования;
- защита реализованного проекта или исследования.
б. На защите темы проекта (проектной идеи) или исследования с обучающимся
обсуждаются:
- актуальность проекта;
- практическая значимость исследования или положительные эффекты от реализации
проекта, важные как для самого автора, так и для других людей;
- ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации
проекта или исследования, возможные источники ресурсов;
- риски реализации проекта или исследования и сложности, которые ожидают
обучающегося при реализации данного проекта;
В результате защиты темы проекта должна произойти (при необходимости) такая
корректировка, чтобы проект (или исследование) стал реализуемым и позволил
обучающемуся предпринять реальное проектное (исследовательское) действие.

5.3. В качестве инструментов оценки используются оценочные листы (Приложение 2),
экспертные заключения и т.д. Каждого участника стендовой защиты оценивают не
менее трех экспертов по отдельности. Оценки, выставленные экспертами,
усредняются (максимальное количество баллов – 60). Правила проведения стендовой
защиты и критерии оценки должны быть известны участникам заранее. Каждому
параметру оценки, занесенному в оценочный лист или экспертное заключение,
должны соответствовать точные критерии оценки.
5.4. Важной формой формирующего оценивания и рефлексии являются листы отзывов,
которые остаются у обучающегося и содержат неформальную оценку и замечания
гостей или экспертов стендовой защиты.
5.5. Требования к структуре и оформлению учебно-исследовательской и проектной
работы изложены в Приложении 1.
5.6. При неудовлетворенности оценкой (которая выставляется в аттестат), обучающийся
имеет шанс поучаствовать в сессии УИП в 11 классе через заявительную процедуру.

Приложение 1
1. Требования к структуре учебного исследования:
- постановка задачи,
- формулировка гипотезы,
- описание инструментария и регламентов исследования,
- проведение исследования и
- интерпретация полученных результатов.
2. Требования к структуре проекта:
- тема и краткое описание сути проекта;
- актуальность проекта;
- положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор,
так и другие люди;
- ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для
реализации проекта, а также источники этих ресурсов;
- ход реализации проекта;
- риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось
преодолеть в ходе его реализации.
3. Требования к оформлению учебно-исследовательской работы.
3.1. В верхней части титульного листа указывается название учебного заведения, в
котором проводится защита работы. В центре листа размещаются название учебного
предмета и формулировка темы работы; чуть ниже – фамилия, имя, отчество
обучающегося и его принадлежность к классу, фамилия, имя, отчество руководителя.
Внизу по центру указываются название города и год написания работы.
3.2. За титульным листом следует оглавление работы, которое состоит из четырех
основных частей: введения, основной части, заключения и списка литературы. При
наличии приложений информация о них должна содержаться в оглавлении.
3.3. Введение включает в себя краткое обоснование актуальности выбранной темы,
которая может рассматриваться в связи с недостаточной научной разработанностью
проблемы, ее объективной сложностью для изучения и информационной ценностью
материала, а также в связи с многочисленными дискуссиями, возникающими вокруг нее.
В этой части необходимо также показать, почему заявленная тема представляет научный
интерес и практическое значение. Во введении указываются цель работы, а также задачи,
которые требуется решить для ее достижения. Объем введения может составлять 2-3
страницы текста.
3.4.
Основная часть содержит материал, который отобран обучающимся для
рассмотрения проблемы. Он может быть разделен на параграфы. Средний объем основной
части 10-15 страниц. В основной части должно быть изложено собственное мнение
обучающегося по заявленной проблеме.
3.5. В заключении работы обучающийся самостоятельно формулирует выводы,
опирающиеся на приведенные в основной части факты, обращает внимание на
выполнение поставленных во введении цели и задач. Объем заключения - 1-2 страницы.
3.6.
В списке использованной для написания работы литературы в алфавитной
последовательности указываются все источники, которыми пользовался обучающийся
при подготовке работы. В информации о них необходимо указать:
- место издания источника,
- название издательства,
- год издания источника,
- количество страниц
В списке использованной для написания работы литературы должно быть указано не
менее 4-х источников.

Приложение 2
Примерный экспертный лист
Автор _____________________ Тема работы _____________________________________
0 баллов – отсутствует
1-2 балл – только несколько элементов требований
3 -6 балла – выражено частично
7-8 баллов – выражено достаточно
9-10 балла – выражено ярко
Критерий и пояснение
Балл
Примечание, пояснение (при
эксперта
необходимости)
Актуальность темы
(новизна идеи, оригинальность
методов, подходов, наличие
проблематики, общественная
польза, межпредметный характер
исследования)
Уровень проработанности
(глубина исследования,
соответствие цели с результатом,
уровень знакомства с
современным состоянием
проблемы, логика исследования)
Уровень личностной
компетенции
(самостоятельность,
индивидуальные приращения,
наличие личностно-значимых
результатов, использование
знаний вне учебной программы)
Качество защиты работы
(Убедительность, логика
изложения, коммуникабельность,
грамотная речь)
Качество оформления работы
(соответствие требованиям к
структуре , грамотность текста,
качество презентационных
материалов)
Общий итог в баллах
рекомендации (участие в НПК,
доработка, исправление ошибок,
публикация, распространение
опыта)

Эксперт ________________________________

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.