Положение о наставничестве

Рассмотрено
на педагогическом совете
Протокол № 120 от 01.10.2020

Утверждено приказом по
МАОУ «Лицей»
№ 241 от 01.10.2020

Положение о наставничестве в МАОУ «Лицей»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о наставничестве в МБОУ «Лицей» (далее положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями), во исполнение распоряжения Минпросвещения России от
25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели)
наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального образования,
в том числес применением лучших практик обмена опытом между
обучающимися».
1.2. Целевая модель наставничества МАОУ «Лицей», осуществляющая
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества)
разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных
проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы (Повышение
конкурентоспособности профессионального образования)» и «Успех каждого
ребенка» национального проекта «Образование».
1.3.Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и
наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками
образовательных отношений в деятельности наставничества.
2. Основные понятия и термины
2.1. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний,
формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через
неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и
партнерстве.
2.2. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через
организацию работы наставнической пары или группы, участники которой
находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой
основной деятельностью и позицией участников.
2.3. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих
их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и
наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
2.4. Наставляемый - участник программы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает
конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый
опыт и развивает новые навыки и компетенции.

2.5. Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный
опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата,
готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для
стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования
наставляемого.
2.6. Куратор - сотрудник школы, осуществляющей деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам,
который отвечает за организацию программы наставничества.
2.7. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и
процессов, необходимых для реализации программ наставничества в
образовательной организации.
3. Цели и задачи наставничества
3.1. Целью наставничества в лицее является максимально полное
раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной
личной и профессиональной самореализации в современных условиях
неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной
системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех
обучающихся от 11 до 18 лет, педагогических работников и молодых
специалистов МАОУ «Лицей».
3.2.Основными задачами наставничества являются:
 разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой
модели;
 разработка и реализация программ наставничества;
 реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и
контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе
наставничества;
 инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации
программ наставничества;
 осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых
специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества;
 проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности
программ
 наставничества в лицее;
 формирование баз данных программ наставничества и лучших практик;
 обеспечение условий для повышения уровня профессионального
мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой
модели наставничества, в формате непрерывного образования.
4. Организационные основы наставничества
4.1. Наставничество организуется на основании приказа директора лицея.
4.2. Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор,
заместитель директора по учебно – воспитательной работе.

4.3. Куратор целевой модели наставничества назначается приказом
директора лицея.
4.4. Реализация наставнической программы происходит через работу
куратора с двумя базами:
базой наставляемых и базой наставников.
4.5. Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется
директором лицея, куратором, педагогами, классными руководителями и иными
работниками лицея, располагающими информацией о потребностях педагогов и
подростков - будущих участников программы.
4.6.Наставляемым могут быть обучающиеся:
 проявившие выдающиеся способности;
 демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;
 с ограниченными возможностями здоровья;
 попавшие в трудную жизненную ситуацию;
 имеющие проблемы с поведением;
 не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от коллектива.
4.7.Наставляемыми могут быть педагоги:
 молодые специалисты;
 находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической
усталости;
 находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;
 желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками,
ИКТ компетенциями и т.д.
4.8. Наставниками могут быть:
 обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных,
спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
 педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного
педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
 родители обучающихся – активные участники родительских советов;
 выпускники, заинтересованные в поддержке лицея;
 сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров;
 успешные предприниматели или общественные деятели, которые
чувствуют потребность передать свой опыт;
 ветераны педагогического труда.
4.9. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости
от потребностей лицея в целом и от потребностей участников образовательных
отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).
4.10. Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается
на добровольном согласии.
4.11. Для участия в программе заполняются согласия на обработку
персональных данных от совершеннолетних участников программы и согласия
от родителей (законных представителей) несовершеннолетних наставляемых и
наставников.

4.12. Формирование наставнических пар / групп осуществляется после
знакомства с программами наставничества.
4.13. Формирование наставнических пар / групп осуществляется на
добровольной основе и утверждается приказом директора лицея.
4.14. С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется
договор о сотрудничестве на безвозмездной основе.
5. Реализация целевой модели наставничества
5.1. Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из
образовательных потребностей лицея в целевой модели наставничества
рассматриваются три формы наставничества: «Ученик – ученик», «Учитель –
учитель», «Работодатель – ученик».
5.2. Представление программ наставничества в форме «Ученик – ученик»
«Учитель – учитель», «Работодатель - ученик» на едином тематическом
классном часе, педагогическом совете и родительском совете.
5.3.Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия
наставник - наставляемый.
 Проведение встречи знакомства наставника и наставляемого.
 Проведение пробной рабочей встречи наставника и наставляемого.
 Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы
наставничества с наставником и наставляемым.
 Регулярные встречи наставника и наставляемого.
 Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.
5.4.Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение
календарного года.
5.5. Количество встреч наставник и наставляемый определяют
самостоятельно при приведении встречи – планировании.
5.6.Наставник
одновременно
может
осуществлять
мероприятия
наставнической деятельности в отношении не более пяти наставляемых,
исключение – групповые формы работы (обучающие, коммуникативные и иные
мероприятия), по согласованию с наставником и наставляемыми.
5.7.Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально
для каждой наставнической в зависимости от планируемых результатов,
сформулированных в индивидуальном плане по итогам анализа потребности в
развитии наставляемого. В случае быстрого и успешного освоения лицом, в
отношении
которого
осуществляется
наставничество,
необходимых
компетенций, наставничество по согласованию с наставником и куратором
может быть завершено досрочно.
5.8. Срок наставничества может быть продлен в случае временной
нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по
уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.

6.Мониторинг и оценка результатов реализации программы
наставничества
6.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества
понимается как система сбора, обработки, хранения и использования
информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах.
6.2.Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных
этапов:
 оценка качества процесса реализации программы наставничества;
 оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального
роста участников, динамика образовательных результатов.
6.3. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников
программы наставничества проходит на "входе" и "выходе" реализуемой
программы.
6.4. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период
наставничества:
промежуточный и итоговый.
6.5.В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки.
7. Права и обязанности участников программы наставничества
7.1. К зоне ответственности Куратора относятся следующие задачи:
 сбор и работа с базой наставников и наставляемых;
 организация обучения наставников (в том числе привлечение экспертов
для проведения обучения);
 контроль проведения программ наставничества;
 участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы
 наставничества; решение организационных вопросов, возникающих в
процессе
 реализации целевой модели наставничества;
 мониторинг реализации и получение обратной связи от участников
программы и иных причастных к программе лиц.
7.2 В период наставничества наставник имеет право:
 знакомиться с персональными данными наставляемого с соблюдением
требований и условий, предусмотренных законодательством в целях защиты
персональных данных;
 разрабатывать совместно с наставляемым индивидуальный план с учѐтом
его образовательных потребностей, давать конкретные задания с определѐнным
сроком подготовки;
 вносить предложения о создании необходимых условий для улучшения
 образовательных результатов наставляемого;
 мотивировать наставляемого на улучшение образовательных, творческих
или спортивных результатов;
 развивать у наставляемого гибкие навыки и метакомпетенции.
7.3. В период наставничества наставник обязан:

 выполнять утвержденную программу наставничества;
 контролировать и оценивать самостоятельно работу наставляемого;
 оказывать необходимую помощь наставляемому в рамках поставленных
программой наставничества целей и задач;
 содействовать развитию общекультурного кругозора наставляемого;
 разрабатывать совместно с наставляемым план индивидуального развития;
 предоставлять отчет о работе наставника;
7.4. В период наставничества наставляемый имеет право:
 обращаться за помощью к своему наставнику;
 вносить предложения по совершенствованию программы наставничества;
 участвовать в обсуждении результатов наставничества.
7.5. В период наставничества наставляемый обязан:
 выполнять мероприятия, обозначенные в программе наставничества в
установленные сроки;
 учиться у наставника методам и формам работы, правильно строить свои
 взаимоотношения с ним;
 совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
 отчитываться о проделанной работе перед наставником в установленные
 сроки.
8. Механизмы мотивации и поощрения наставников
 Мероприятия по популяризации роли наставника.
 Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций
наставников на школьном уровне.
 Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на
муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
 Создание специальной рубрики на сайте МАОУ «Лицей».
 Создание методической копилки с программами наставничества.
Меры материального стимулирования наставника, в том числе размер и
порядок поощрения наставника устанавливается локальными нормативными
актами МАОУ «Лицей» .
Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
9. Заключительные положения
В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в
соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными
актами на региональном и федеральном уровнях и вновь принятыми локальными
нормативными актами.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.