Рассмотрено на педагогическом совете Протокол № 120 от 01.10.2020 Утверждено приказом по МАОУ «Лицей» № 241 от 01.10.2020 Положение о наставничестве в МАОУ «Лицей» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о наставничестве в МБОУ «Лицей» (далее положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение распоряжения Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числес применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». 1.2. Целевая модель наставничества МАОУ «Лицей», осуществляющая образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» и «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». 1.3.Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в деятельности наставничества. 2. Основные понятия и термины 2.1. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. 2.2. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. 2.3. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. 2.4. Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. 2.5. Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. 2.6. Куратор - сотрудник школы, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию программы наставничества. 2.7. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательной организации. 3. Цели и задачи наставничества 3.1. Целью наставничества в лицее является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся от 11 до 18 лет, педагогических работников и молодых специалистов МАОУ «Лицей». 3.2.Основными задачами наставничества являются: разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели; разработка и реализация программ наставничества; реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества; инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества; осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества; проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в лицее; формирование баз данных программ наставничества и лучших практик; обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования. 4. Организационные основы наставничества 4.1. Наставничество организуется на основании приказа директора лицея. 4.2. Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора по учебно – воспитательной работе. 4.3. Куратор целевой модели наставничества назначается приказом директора лицея. 4.4. Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. 4.5. Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором лицея, куратором, педагогами, классными руководителями и иными работниками лицея, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы. 4.6.Наставляемым могут быть обучающиеся: проявившие выдающиеся способности; демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты; с ограниченными возможностями здоровья; попавшие в трудную жизненную ситуацию; имеющие проблемы с поведением; не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от коллектива. 4.7.Наставляемыми могут быть педагоги: молодые специалисты; находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости; находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы; желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д. 4.8. Наставниками могут быть: обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах; педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; родители обучающихся – активные участники родительских советов; выпускники, заинтересованные в поддержке лицея; сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров; успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют потребность передать свой опыт; ветераны педагогического труда. 4.9. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей лицея в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей). 4.10. Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на добровольном согласии. 4.11. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников. 4.12. Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства с программами наставничества. 4.13. Формирование наставнических пар / групп осуществляется на добровольной основе и утверждается приказом директора лицея. 4.14. С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется договор о сотрудничестве на безвозмездной основе. 5. Реализация целевой модели наставничества 5.1. Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных потребностей лицея в целевой модели наставничества рассматриваются три формы наставничества: «Ученик – ученик», «Учитель – учитель», «Работодатель – ученик». 5.2. Представление программ наставничества в форме «Ученик – ученик» «Учитель – учитель», «Работодатель - ученик» на едином тематическом классном часе, педагогическом совете и родительском совете. 5.3.Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник - наставляемый. Проведение встречи знакомства наставника и наставляемого. Проведение пробной рабочей встречи наставника и наставляемого. Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым. Регулярные встречи наставника и наставляемого. Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого. 5.4.Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарного года. 5.5. Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении встречи – планировании. 5.6.Наставник одновременно может осуществлять мероприятия наставнической деятельности в отношении не более пяти наставляемых, исключение – групповые формы работы (обучающие, коммуникативные и иные мероприятия), по согласованию с наставником и наставляемыми. 5.7.Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для каждой наставнической в зависимости от планируемых результатов, сформулированных в индивидуальном плане по итогам анализа потребности в развитии наставляемого. В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых компетенций, наставничество по согласованию с наставником и куратором может быть завершено досрочно. 5.8. Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество. 6.Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества 6.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах. 6.2.Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов: оценка качества процесса реализации программы наставничества; оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов. 6.3. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества проходит на "входе" и "выходе" реализуемой программы. 6.4. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый. 6.5.В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки. 7. Права и обязанности участников программы наставничества 7.1. К зоне ответственности Куратора относятся следующие задачи: сбор и работа с базой наставников и наставляемых; организация обучения наставников (в том числе привлечение экспертов для проведения обучения); контроль проведения программ наставничества; участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы наставничества; решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации целевой модели наставничества; мониторинг реализации и получение обратной связи от участников программы и иных причастных к программе лиц. 7.2 В период наставничества наставник имеет право: знакомиться с персональными данными наставляемого с соблюдением требований и условий, предусмотренных законодательством в целях защиты персональных данных; разрабатывать совместно с наставляемым индивидуальный план с учѐтом его образовательных потребностей, давать конкретные задания с определѐнным сроком подготовки; вносить предложения о создании необходимых условий для улучшения образовательных результатов наставляемого; мотивировать наставляемого на улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов; развивать у наставляемого гибкие навыки и метакомпетенции. 7.3. В период наставничества наставник обязан: выполнять утвержденную программу наставничества; контролировать и оценивать самостоятельно работу наставляемого; оказывать необходимую помощь наставляемому в рамках поставленных программой наставничества целей и задач; содействовать развитию общекультурного кругозора наставляемого; разрабатывать совместно с наставляемым план индивидуального развития; предоставлять отчет о работе наставника; 7.4. В период наставничества наставляемый имеет право: обращаться за помощью к своему наставнику; вносить предложения по совершенствованию программы наставничества; участвовать в обсуждении результатов наставничества. 7.5. В период наставничества наставляемый обязан: выполнять мероприятия, обозначенные в программе наставничества в установленные сроки; учиться у наставника методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним; совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень; отчитываться о проделанной работе перед наставником в установленные сроки. 8. Механизмы мотивации и поощрения наставников Мероприятия по популяризации роли наставника. Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне. Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Создание специальной рубрики на сайте МАОУ «Лицей». Создание методической копилки с программами наставничества. Меры материального стимулирования наставника, в том числе размер и порядок поощрения наставника устанавливается локальными нормативными актами МАОУ «Лицей» . Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся. 9. Заключительные положения В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами на региональном и федеральном уровнях и вновь принятыми локальными нормативными актами. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)