Положение о наставничестве

Рассмотрено
на педагогическом совете
Протокол № 120 от 01.10.2020

Утверждено приказом по
МАОУ «Лицей»
№ 241 от 01.10.2020

Положение о наставничестве в МАОУ «Лицей»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о наставничестве в МБОУ «Лицей» (далее положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями), во исполнение распоряжения Минпросвещения России от
25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели)
наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального образования,
в том числес применением лучших практик обмена опытом между
обучающимися».
1.2. Целевая модель наставничества МАОУ «Лицей», осуществляющая
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества)
разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных
проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы (Повышение
конкурентоспособности профессионального образования)» и «Успех каждого
ребенка» национального проекта «Образование».
1.3.Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и
наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками
образовательных отношений в деятельности наставничества.
2. Основные понятия и термины
2.1. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний,
формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через
неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и
партнерстве.
2.2. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через
организацию работы наставнической пары или группы, участники которой
находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой
основной деятельностью и позицией участников.
2.3. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих
их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и
наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
2.4. Наставляемый - участник программы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает
конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый
опыт и развивает новые навыки и компетенции.

2.5. Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный
опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата,
готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для
стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования
наставляемого.
2.6. Куратор - сотрудник школы, осуществляющей деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам,
который отвечает за организацию программы наставничества.
2.7. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и
процессов, необходимых для реализации программ наставничества в
образовательной организации.
3. Цели и задачи наставничества
3.1. Целью наставничества в лицее является максимально полное
раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной
личной и профессиональной самореализации в современных условиях
неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной
системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех
обучающихся от 11 до 18 лет, педагогических работников и молодых
специалистов МАОУ «Лицей».
3.2.Основными задачами наставничества являются:
 разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой
модели;
 разработка и реализация программ наставничества;
 реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и
контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе
наставничества;
 инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации
программ наставничества;
 осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых
специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества;
 проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности
программ
 наставничества в лицее;
 формирование баз данных программ наставничества и лучших практик;
 обеспечение условий для повышения уровня профессионального
мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой
модели наставничества, в формате непрерывного образования.
4. Организационные основы наставничества
4.1. Наставничество организуется на основании приказа директора лицея.
4.2. Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор,
заместитель директора по учебно – воспитательной работе.

4.3. Куратор целевой модели наставничества назначается приказом
директора лицея.
4.4. Реализация наставнической программы происходит через работу
куратора с двумя базами:
базой наставляемых и базой наставников.
4.5. Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется
директором лицея, куратором, педагогами, классными руководителями и иными
работниками лицея, располагающими информацией о потребностях педагогов и
подростков - будущих участников программы.
4.6.Наставляемым могут быть обучающиеся:
 проявившие выдающиеся способности;
 демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;
 с ограниченными возможностями здоровья;
 попавшие в трудную жизненную ситуацию;
 имеющие проблемы с поведением;
 не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от коллектива.
4.7.Наставляемыми могут быть педагоги:
 молодые специалисты;
 находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической
усталости;
 находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;
 желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками,
ИКТ компетенциями и т.д.
4.8. Наставниками могут быть:
 обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных,
спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
 педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного
педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
 родители обучающихся – активные участники родительских советов;
 выпускники, заинтересованные в поддержке лицея;
 сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров;
 успешные предприниматели или общественные деятели, которые
чувствуют потребность передать свой опыт;
 ветераны педагогического труда.
4.9. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости
от потребностей лицея в целом и от потребностей участников образовательных
отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).
4.10. Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается
на добровольном согласии.
4.11. Для участия в программе заполняются согласия на обработку
персональных данных от совершеннолетних участников программы и согласия
от родителей (законных представителей) несовершеннолетних наставляемых и
наставников.

4.12. Формирование наставнических пар / групп осуществляется после
знакомства с программами наставничества.
4.13. Формирование наставнических пар / групп осуществляется на
добровольной основе и утверждается приказом директора лицея.
4.14. С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется
договор о сотрудничестве на безвозмездной основе.
5. Реализация целевой модели наставничества
5.1. Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из
образовательных потребностей лицея в целевой модели наставничества
рассматриваются три формы наставничества: «Ученик – ученик», «Учитель –
учитель», «Работодатель – ученик».
5.2. Представление программ наставничества в форме «Ученик – ученик»
«Учитель – учитель», «Работодатель - ученик» на едином тематическом
классном часе, педагогическом совете и родительском совете.
5.3.Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия
наставник - наставляемый.
 Проведение встречи знакомства наставника и наставляемого.
 Проведение пробной рабочей встречи наставника и наставляемого.
 Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы
наставничества с наставником и наставляемым.
 Регулярные встречи наставника и наставляемого.
 Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.
5.4.Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение
календарного года.
5.5. Количество встреч наставник и наставляемый определяют
самостоятельно при приведении встречи – планировании.
5.6.Наставник
одновременно
может
осуществлять
мероприятия
наставнической деятельности в отношении не более пяти наставляемых,
исключение – групповые формы работы (обучающие, коммуникативные и иные
мероприятия), по согласованию с наставником и наставляемыми.
5.7.Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально
для каждой наставнической в зависимости от планируемых результатов,
сформулированных в индивидуальном плане по итогам анализа потребности в
развитии наставляемого. В случае быстрого и успешного освоения лицом, в
отношении
которого
осуществляется
наставничество,
необходимых
компетенций, наставничество по согласованию с наставником и куратором
может быть завершено досрочно.
5.8. Срок наставничества может быть продлен в случае временной
нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по
уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.

6.Мониторинг и оценка результатов реализации программы
наставничества
6.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества
понимается как система сбора, обработки, хранения и использования
информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах.
6.2.Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных
этапов:
 оценка качества процесса реализации программы наставничества;
 оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального
роста участников, динамика образовательных результатов.
6.3. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников
программы наставничества проходит на "входе" и "выходе" реализуемой
программы.
6.4. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период
наставничества:
промежуточный и итоговый.
6.5.В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки.
7. Права и обязанности участников программы наставничества
7.1. К зоне ответственности Куратора относятся следующие задачи:
 сбор и работа с базой наставников и наставляемых;
 организация обучения наставников (в том числе привлечение экспертов
для проведения обучения);
 контроль проведения программ наставничества;
 участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы
 наставничества; решение организационных вопросов, возникающих в
процессе
 реализации целевой модели наставничества;
 мониторинг реализации и получение обратной связи от участников
программы и иных причастных к программе лиц.
7.2 В период наставничества наставник имеет право:
 знакомиться с персональными данными наставляемого с соблюдением
требований и условий, предусмотренных законодательством в целях защиты
персональных данных;
 разрабатывать совместно с наставляемым индивидуальный план с учѐтом
его образовательных потребностей, давать конкретные задания с определѐнным
сроком подготовки;
 вносить предложения о создании необходимых условий для улучшения
 образовательных результатов наставляемого;
 мотивировать наставляемого на улучшение образовательных, творческих
или спортивных результатов;
 развивать у наставляемого гибкие навыки и метакомпетенции.
7.3. В период наставничества наставник обязан:

 выполнять утвержденную программу наставничества;
 контролировать и оценивать самостоятельно работу наставляемого;
 оказывать необходимую помощь наставляемому в рамках поставленных
программой наставничества целей и задач;
 содействовать развитию общекультурного кругозора наставляемого;
 разрабатывать совместно с наставляемым план индивидуального развития;
 предоставлять отчет о работе наставника;
7.4. В период наставничества наставляемый имеет право:
 обращаться за помощью к своему наставнику;
 вносить предложения по совершенствованию программы наставничества;
 участвовать в обсуждении результатов наставничества.
7.5. В период наставничества наставляемый обязан:
 выполнять мероприятия, обозначенные в программе наставничества в
установленные сроки;
 учиться у наставника методам и формам работы, правильно строить свои
 взаимоотношения с ним;
 совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
 отчитываться о проделанной работе перед наставником в установленные
 сроки.
8. Механизмы мотивации и поощрения наставников
 Мероприятия по популяризации роли наставника.
 Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций
наставников на школьном уровне.
 Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на
муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
 Создание специальной рубрики на сайте МАОУ «Лицей».
 Создание методической копилки с программами наставничества.
Меры материального стимулирования наставника, в том числе размер и
порядок поощрения наставника устанавливается локальными нормативными
актами МАОУ «Лицей» .
Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
9. Заключительные положения
В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в
соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными
актами на региональном и федеральном уровнях и вновь принятыми локальными
нормативными актами.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.