Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ на педагогическом совете Директор МАОУ «Лицей» протокол № 1 от 30.08.2023 _____________Н.В. Решетова ________________2023г Образовательная программа дополнительного образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей» 2023-2024 учебный год СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел образовательной программы дополнительного образования 1.1. Пояснительная записка 1.2. Концептуальные положения образовательной программы 1.3. Цели и задачи реализации образовательной программы 1.4. Основополагающие принципы формирования образовательной программы дополнительного образования 1.5. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы дополнительного образования 2. Содержательный раздел образовательной программы дополнительного образования 2.1. Характеристика и основное содержание дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности 2.2. Характеристика и основное содержание дополнительных общеобразовательных программ социально - педагогической направленности 2.3. Характеристика и основное содержание дополнительных общеобразовательных программ технической направленности 2.4. Характеристика и основное содержание дополнительных общеобразовательных программ естественно- научной направленности 2.5. Характеристика и основное содержание дополнительных общеобразовательных программ спортивно-оздоровительной направленности 3. Организационный раздел образовательной программы дополнительного образования 3.1. Учебный план дополнительного образования на 2022-2023 учебный год 3.2. Календарный учебный график дополнительного образования на 2022-2023 учебный год 3.3. Система условий реализации образовательной программы дополнительного образования 3.3.1 Кадровые условия 3.3.2 Финансово - экономические условия 3.3.3 Материально-технические условия 3.3.4 Информационно-методические условия 2 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1.1. МАОУ «Лицей» Пояснительная записка осуществляет интересах личности ребѐнка, общества и образовательную деятельность в государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения воспитанника в самообразовании и получении дополнительного образования. Дополнительное образование - это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, выходящих за рамки стандарта общего образования, направленный на удовлетворение интересов личности ее склонностей, способностей,содействующий самореализации и культурной адаптации, Свободный выбор ребѐнка есть существенный признак дополнительного образования поэтому, в широком смысле слова, дополнительное образование - это образование целевого выбора. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей. Для системной и качественной реализации дополнительного образования в МАОУ «Лицей» разработана образовательная программа дополнительного образования (далее - Образовательная программа ДО). В Образовательной программе ДО отражены цели и задачи, направленные на развитие системы дополнительного образования в школе, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию. Образовательная программа ДО содержит комплекс основных характеристик дополнительного образования (объѐм, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, учебного плана дополнительного образования, календарного учебного графика дополнительного образования. Программа ДО разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации»; - Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678- р); - Приказа Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3 - Устава МАОУ «Лицей». Использование при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается. При реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Образовательная деятельность ведѐтся на русском языке. При реализации Образовательной программы ДО организуются и проводятся занятия, мероприятия, создаются для этого необходимые условия. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и по месту жительства с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся. Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку. Образовательная программа ДО является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка программы может осуществляться ежегодно в соответствии с изменениями в законодательстве в области образования. 1.2. Концептуальные положения образовательной программы Все острее встаѐт задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках: - свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека; - вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; 4 - доступность глобального знания и информации для каждого; - адаптивность к возникающим изменениям. Анализ этих характеристик позволяет осознать ценностный статус дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества. Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, школы, техникума или вуза. Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа. Образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя. В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности. Пронизывая дополнительное уровни образование начального, основного, становится для среднего взрослеющей общего образования личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность. Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества посредством актуализации следующих аспектов: - участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями; - выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья); - право на пробы и ошибки, возможность смены программ; 5 - неформализованность содержания образования, организации образовательной деятельности; - вариативный характер оценки образовательных результатов; тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию; - возможность на практике применить полученные знания и навыки; - разновозрастный характер объединений. Важной отличительной чертой дополнительного образования детей также является открытость, которая проявляется в следующих аспектах: - возможность для педагогов и обучающихся включать в образовательную деятельность актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии; - благоприятные условия для генерирования и реализации общественных как детских (подростковых), так и взрослых инициатив, и проектов, в том числе развития волонтерства и социального предпринимательства. Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции "социального лифта" для части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В условиях информационной социализации дополнительное образование детей выступает инструментом идентичности формирования подрастающего поколения, ценностей, адаптивности мировоззрения, к темпам гражданской социальных и технологических перемен. 1.3. Цели и задачи реализации образовательной программы дополнительного образования Дополнительное образование в МАОУ «Лицей» является составной частью единого образовательного процесса и создает условия для развития личности в сфере свободного времени с учѐтом еѐ разнообразия, потребностей и интересов. Дополнительное образование в МАОУ «Лицей» рассматривается как развивающая среда. Целью дополнительного образования в МАОУ «Лицей» является создание оптимального пространства дополнительного образования, способствующего всестороннему развитию личности, индивидуализации образовательного пути детей различных возрастных 6 групп, реализующего их творческий потенциал, социальные запросы и устремления, естественную потребность в профессиональном и личностном самоопределении. Достижение цели образовательной программы предусматривает решение следующих основных задач: - обеспечение доступности качественного дополнительного образования, соответствующего требованиям инновационного развития, современным потребностям граждан с учетом социального заказа на образовательные услуги; - обновление, совершенствование программно-методического содержания дополнительного образования детей, его форм, методов, технологий, направленных на формирование универсальных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных; - совершенствование условий для учебно-познавательной деятельности, направленной на максимальное развитие способностей обучающихся; - обеспечение условий для патриотического и духовно - нравственного воспитания, личностного развития, профессионального самоопределения, творческого труда, формирования общей культуры; - выявление и поддержка детей с особыми потребностями; - совершенствование кадрового потенциала в соответствии с требованиями нормативов в сфере образования; - применение новых информационно-компьютерных технологий в учебном процессе; - расширение зоны сотрудничества в области обучения и творческого развития личности обучающегося, повышение эффективности использования имеющихся и привлекаемых образовательных ресурсов. 1.4. Основополагающие принципы формирования образовательной программы дополнительного образования Образовательная программа дополнительного образования формируется на следующих принципах: - Принцип доступности. Дополнительное образование - образование доступное. Здесь могут заниматься любые дети - «обычные», еще не нашедшие своего особого призвания; одаренные; «проблемные» - с отклонениями в развитии, в поведении, дети-инвалиды. При этом система дополнительного образования детей является своего рода механизмом социального выравнивания возможностей получения персонифицированного образования. Одной из главных гарантий реализации принципа равенства образовательных возможностей является бесплатность предоставляемых школой услуг. - Принцип индивидуальности. Дополнительное образование реализует право ребенка на 7 овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, на смену в ходе образовательного процесса предмета и вида деятельности, конкретного объединения и даже педагога. При этом успехи ребенка принято сравнивать в первую очередь с предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль, темп, качество его работы - не подвергать порицаниям. - Принцип свободного выбора и ответственности предоставляет обучающемуся и педагогу возможность выбора и построения индивидуального образовательного маршрута: программы, содержания, методов и форм деятельности, скорости, темпа продвижения и т.п., максимально отвечающей особенностям личностного развития каждого и оптимально удовлетворяющих интересы, потребности, возможности творческой самореализации. - Принцип развития. Данный принцип подразумевает создание сред образования, которая обеспечивает развитие индивидуального личностного потенциала каждого обучающегося, совершенствование педагогической системы, содержания, форм и методов дополнительного образования в целостном образовательном процессе школы. Смысловой статус системы дополнительного образования - развитие личности воспитанника. Образование, осуществляющееся в процессе организованной деятельности, интересной ребенку, еще более мотивирует его, стимулирует к активному самостоятельному поиску, подталкивает к самообразованию. - Принцип системности. Органическая связь общего, дополнительного образования и образовательно-культурного досуга детей способствует обогащению образовательной среды лицея новыми возможностями созидательно-творческой деятельности. Интеграция всех видов образования. - Принцип социализации и личной значимости предполагает создание необходимых условий для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни в современном обществе и в условиях ценностей, норм, установок и образов поведения, присущих российскому и мировому обществу. Принцип личностной значимости подразумевает под собой динамичное реагирование дополнительного образования на изменяющиеся потребности детей, своевременную корректировку содержания образовательных программ. А это, как известно, и есть самый мощный стимул поддержания постоянного интереса к изучаемому предмету. Именно в системе дополнительного образования детей существуют такие программы, которые позволяют приобрести ребенку не абстрактную информацию, нередко далекую от реальной жизни, а практически ориентированные знания и навыки, которые на деле помогают ему адаптироваться в многообразии окружающей жизни. - Принцип ориентации на приоритеты духовности и нравственности предполагает формирование нравственно-ценностных ориентаций личности, развитие чувственно- эмоциональной сферы ученика, нравственно-творческого отношения. 8 - Принцип деятельностного подхода. Через систему мероприятий (дел, акций) обучающиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребѐнка. - Принцип творчества в реализации системы дополнительного образования означает, что творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий не только еѐ вхождение в мир культуры, формирование социально значимой модели существования в современном мире, но и реализацию внутренней потребности личности к самовыражению, самопрезентации. Для реализации этого приоритета важно создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к творчеству в любом его проявлении. Каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) - творчество обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов. - Принцип разновозрастного единства. Существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других. - Принцип поддержки инициативности и активности. Реализация дополнительного образования предполагает инициирование, активизацию, поддержку и поощрение любых начинаний обучающихся. - Принцип открытости системы. Совместная работа лицея, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры и образования направлена на обеспечение каждому ребѐнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. 1.5. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы дополнительного образования Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно действиями, преломленными через специфику содержания той или иной программы овладеют обучающиеся в ходе образовательной деятельности на данном этапе. Учитывается необходимость определения возможностей освоения программы и динамики развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы зоны ближайшего развития ребенка. По окончании курса обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мир роботов» обучающиеся научатся: -собирать различные модели роботов на базе Lego Mindstorms Education EV3» по схеме и собственному представлению; 9 -владеть технологической информацией об устройствах, использовании кинематических схем, блок-схем; -создать электронные презентации для представления и описания разработанной конструкции. По окончании курса обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Программирование на Scratch» обучающиеся приобретут умения: — искать информацию в сети Интернет (в том числе, по ключевым словам, по изображению), критические относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации, в том числе экстремистского и террористического характера; — распознавать попытки и предупреждать вовлечения себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе кибербуллинг, фишинг); — использовать современные интернет-сервисы (в том числе коммуникационные сервисы, облачные хранилища данных, онлайн-программы (среды разработки)) в учебной и повседневной деятельности; — пояснять на примерах смысл понятий «информация», «алгоритм», «исполнитель», «объект», «событие», «управление», «обработка событий»; — пояснять назначение базовых алгоритмических конструкций (следование, ветвление, цикл); — осуществлять разработку, тестирование и отладку несложных программ; — использовать переменные и списки в среде программирования Scratch; — использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с ними; — выполнять построение правильных многоугольников и композиций из правильных многоугольников в среде программирования Scratch; — разбивать задачи на подзадачи составлять и выполнять в среде программирования Scratch несложные алгоритмы для управления исполнителями; — пояснять на примере понятия проекта и этапов его разработки; 1 0 — разрабатывать проекты: интерактивные истории, мультимедийные открытки, интерактивные игры, мультфильмы, интерактивные плакаты и викторины; — размещать в сети проекты, созданные в среде программирования Scratch. По окончании курса обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Программирование на Python» обучающиеся приобретут умения : использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «алгоритм», «программа». «инструкция»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в программировании; формализовать и структурировать информацию; составлять линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы управления исполнителями на языке программирования Python; использовать логические значения, операции и выражения с ними; использовать понятия класс, объект, метод, обработка событий; формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов; создавать и выполнять программы для решения различных алгоритмических задач в среде IDLE; использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы. По окончании курса обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Первые шаги в информатике» обучающиеся научатся: - владению практически значимыми информационными умениями и навыками; - определению значения истинности утверждений для данного объекта; пониманию описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не; - использованию имѐн для указания нужных объектов; - использованию справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий; - сортировке и упорядочиванию объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке; - называть вид информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию (зрительная, звуковая, и т. д.); - называть вид информации в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая, текстовая, графическая, табличная); 1 1 - приводить примеры количественной и качественной информации; - определять в конкретном множестве количество объектом, определять порядковый номер указанного объекта; - ориентироваться в справочниках и словарях, в которых информация хранится в алфавитном порядке; - применять знания о способах представления, хранения и передачи информации в учебной и игровой деятельности; - соблюдать правила поведения в компьютерном классе; - осуществлять элементарные действия с компьютером (включать, выключать, сохранять информацию на диске, выводить информации на печать); - называть составные части компьютера (монитор, клавиатура мышь, системный блок и пр.); - представлять текстовую, числовую и графическую информацию на экране компьютера с помощью клавиатуры и мыши: печатать заданный простой текст (в текстовом редакторе), изображать заданные геометрические фигуры в цвете По окончании курса обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «English. Starter»: -формирование начальных представлений о нормах английского языка; -формирование базового словарного запаса в рамках изученных тем; -умение использовать речевые клише и простейшие грамматические конструкции; -умение вычленять необходимую информацию из потока речи; -умение выполнять словесные инструкции на изучаемом языке. По окончании курса обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Оздоровительная физкультура» обучающиеся научатся выполнять: -упражнения для выработки навыка правильной осанки; -упражнения для профилактики и лечения плоскостопия; -упражнения для улучшения дыхательной функции; -комплекс утренней гигиенической гимнастики с включением упражнений для глаз; -упражнения на расслабление мышц; -упражнения на осанку в вертикальной плоскости; -комплекс физических упражнений для сердечно-сосудистой системы; -упражнения на осанку во фронтальной и сагиттальной плоскостях; -упражнения для развития подвижности голеностопных суставов; -корригирующие упражнения для мышц шеи и спины; -упражнения для развития подвижности плечевых суставов. 1 2 По окончании курса обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Телевизионная журналистика» обучающиеся научатся: - создавать тексты на разные темы и редактировать их; - определять жанр видеосюжета; - создавать сценарий будущего сюжета; - при необходимости создавать стендап, записывать за кадром; - работать «в кадре»; -работать в одной из монтажных программ; - создавать видеосюжеты по собственному замыслу. По окончании курса обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Теория и создание письменных творческих работ» обучающиеся научатся : - анализировать и обобщать на основе фактов; - устанавливать причинные явления и их следствия; - представлять информацию в развѐрнутом и сжатом виде; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - выполнять проекты в устной и письменной форме; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - определять отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия• - узнать и научиться пользоваться нормами русского языка: произносительными, словоупотребительными; - четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи; - самостоятельно создавать тексты разных стилей и типов речи; - расширить, систематизировать исходные представления о языке. По окончании курса обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Олимпиадная математика» обучающиеся научатся: - устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; - формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий; - видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни; - выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; 1 3 - планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; - выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач; - интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); - оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности). По окончании курса обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Киберспорт» обучающиеся научатся: - самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; - быть готовым и способным к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. По окончании общеразвивающей курса программе обучения по «Беспилотные дополнительной летательные общеобразовательной аппараты» обучающиеся познакомятся: - с технологией изготовления квадракоптера из бросового материала, - со схемами изготовления квадракоптера, - с историей возникновения квадракоптера - с правилами ТБ, со схемами изготовления. По окончании курса обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Футбол» обучающиеся научатся: - проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, - контролировать и анализировать эффективность этих занятий. - организовать самостоятельные занятия мини-футболом. - выполнять требования по физической подготовке в соответствии с возрастом; 1 4 - владеть основами техники футбола; - ориентироваться в основах судейства. По окончании курса обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Тропинка к своему Я» обучающиеся научатся: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей; -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - формулировать собственное мнение и позицию; - находить свое место в школьной жизни; - полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед неудачей; - приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов. 1 5 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАОУ «Лицей» реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы. Цель Образовательной программы ДО реализуется путем освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, использования современных технологий и методов, разнообразных кружков. При этом основным является учет потребностей детей и родителей как основных заказчиков: запросы и потребности детей и их родителей, мотивационные установки ребѐнка; притязания педагогов, запросы социума. Дополнительные общеобразовательные программы педагогов являются интегрированными по содержанию, комплексными по видам деятельности. Программы рассматриваются как автономные программы. Освоение любой программы начинается с того уровня готовности, который уже достигнут ребѐнком. В МАОУ «Лицей» реализуются дополнительные общеобразовательные программы следующих направленностей: - Общекультурное; - Общеинтеллектуальное; - Спортивно-оздоровительное; - Социальное. 2.1. Характеристика и основное содержание дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности Программы ориентированы на социальную адаптацию, удовлетворение образовательных потребностей в интеллектуальном и нравственном совершенствовании, на формирование и развитие творческих способностей детей. Программа «Телевизионная журналистика» направлена на создание условий для реализации творческой и социальной активности через знакомство обучающихся с особенностями конкретного вида социальной деятельности - журналистики. Программа представляет собой реализацию идеи создания телевидения «ЭЛиТ». Она предусматривает участие учеников студии детского в разработке авторских сюжетов, телепередач и тематических видеороликов, работа над которыми включает в себя технические процессы работы на телевидении. Таким образом, обучающиеся осваивают на практике особенности телевизионных профессий. Адресат общеразвивающей программы – обучающиеся в возрасте 10-16 лет, срок реализации 1 год. Автор – составитель – Максимова С.А., учитель русского языка и литературы. 1 6 Содержание общеразвивающей программы: Тележурналистика. Операторское мастерство. Видеомонтаж. Основы телережиссуры. Программа кружка «Тропинка к своему Я» направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни. Адресат общеразвивающей программы – обучающиеся 7-10 лет, срок реализации – 1 год. Автор и составитель Чернецкая А.И., педагогпсихолог. Содержание общеразвивающей программы: Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребѐнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте. Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своѐм месте во взаимоотношениях с другими. Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребѐнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации. 2.2.Характеристика и основное содержание дополнительных общеобразовательных программ общекультурной направленности Программа кружка «English. Starter» предназначена для младших школьников, которые только начинают изучать английский язык, и направлена на решение проблем адаптации учащихся в 1 классе, а также успешное освоение ими английского языка. Адресат общеразвивающей программы – обучающиеся в возрасте 7-8 лет, срок реализации 1 год. Авторы – составители – Ляхова Е.Ю., Полонянкина Н.В., учителя английского языка. Содержание общеразвивающей программы: My family. My school. My room. My pets. My food. Playtime. Программа кружка «Теория и практика создания письменных творческих работ» направлена на развитие у учащихся речевых умений, необходимых для формирования социально-активной личности, пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности у учащихся. Адреса общеразвивающей программы – обучающиеся 13 лет, срок реализации 1 год. Автор и составитель – Хандорина О.В., учитель русского языка и литературы. Основное содержание программы: Тема и основная мысль сочинения.Заглавия, тема и основная мысль сочинения. Тема и план сочинения. Способы раскрытия основной 1 7 мысли в устных и письменных сочинениях. Эпиграф.Тема и жанр сочинения.Собирание и систематизация материала для сочинения. Простой и сложный план. Тезисы и конспекты. Культура оформления рукописи. Библиография. Аннотация. Цитаты, ссылки, их оформление.Собирание материала по литературным источникам. Записные книжки писателей как форма литературных «заготовок». Наблюдения и методы фиксации материала для сочинений газетных жанров (репортаж, интервью). Совершенствование написанног Работа мастеров слова над совершенствованием произведения. Приемы правки рукописи.Аннотация, отзыв и рецензия. Сочинения разных жанров Программа кружка «Олимпиадная математика» направлена на овладение обучающимися» вопросами математики школьной программы и вопросами, выходящими за рамки школьной программы, расширение целостного представления о математической науке, решение математических задач, связанных с логическим мышлением, практическим применением математики закрепит интерес детей к познавательной деятельности, развитие мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Адресат общеразвивающей программы – обучающиеся возрасте 13-15 лет, срок реализации 1 год. Автор и составитель – Тюкалова В.И., учитель математики. Содержание общеразвивающей программы: «Теорема Пифагора», «Площадь», «Пропорциональные отрезки», «Вероятность. Теоремы теории вероятности», «Модульные уравнения и неравенства. темы по истории математики, вопросы олимпиадной математики, теория делимости, логика высказываний, принцип Дирихле и другие. В программу включены викторины, игры, проблемные задания, задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, которые способствуют развитию логического мышления. При организации занятий предполагается использование мобильного компьютерного класса, наличие интерактивной доски, возможности ресурсов Интернет, страниц конкурсов «Знаника», конкурсов от «Уникум», «Кенгуру», портала «Я-класс» и др. 2.3 Характеристика и основное содержание дополнительных общеобразовательных программ технической направленности Программы данной направленности проектируются для детей всех возрастных категорий. Ориентированы на развитие на развитие исследовательских, прикладных, конструкторских, инженерных способностей обучающихся в области точных наук и технического творчества. Кружок «Мир роботов» состоит из двух модулей Lego-конструирование (основы механики и конструирования). Адресат общеразвивающей программы – обучающиеся в 1 8 возрасте 8-11 лет, срок реализации 1 год. Автор – составитель – Парамонова С.И., учитель начальной школы. Содержание общеразвивающей программы: Основы конструирования. Создание программы в среде Lego Mindstorms Education EV3. Работа с датчиками. Программа кружка «Беспилотные летательные аппараты» направлена на овладение навыками технического конструирования, знакомство с элементами радиоконструирования, развитие мелкой моторики, изучение понятий конструкции и основных свойств (жесткости, прочности, устойчивости), навык взаимодействия в группе. Дети работают со схемами, чертежами. С их помощью школьник может создать- умную машинку на выполнение определенных функций. Адресат общеразвивающей программы – обучающиеся в возрасте 10-15 лет, срок реализации 1 год. Автор – составитель – Морозова С.Г, учитель информатики. Программа кружка «Киберспорт» направлена на – организацию активного отдыха и досуга детей через приобщение учащихся к компьютерному спорту (киберспорту). В ходе данного курса учащиеся обучаются обращению с компьютером, как средством коммуникации и игровой практики. Также они получают подробное представление о киберспорте, его направлениях и текущем состоянии. В ходе курса учащиеся будут участвовать не только в качестве игроков, но и как организаторы, судьи, комментаторы. Это предоставляет учащимся опыт, который позволит им не только самим эффективно участвовать в чемпионатах по киберспорту, но и стать организаторами любительских киберспортивных турниров. . Адресат общеразвивающей программы – обучающиеся в возрасте 13-17 лет, срок реализации 1 год. Автор – составитель – Морозова С.Г., учитель информатики. Содержание программы: Безопасные методы и приемы работы за персональным компьютером. Виды компьютерных игр. Требования к аппаратуре. Выбор и настройка игровых аксессуаров.Основные направления современных командных соревновательных киберспортивных дисциплин. Киберспортивные дисциплины направления TPS/аркадные симуляторы. Киберспортивные дисциплины направления стратегии. Киберспортивные дисциплины направления MOBA. Прочие киберспортивные дисциплины.Выбор командной соревновательной киберспортивной дисциплины.Детальное рассмотрение правил киберспортивной дисциплины. Обзор соревнований по этой дисциплине.Практика игры в команде. Распределение ролей. Просмотр и обсуждение профессиональных матчей.Отработка командных стратегий и тактических приѐмов. Программа кружка «Программирование на Python, Scratch» направлена на содействие развитию технического творчества у учащихся .Адресат общеразвивающей программы – обучающиеся в возрасте 10-13 лет, срок реализации 1 год. Автор – составитель – 1 9 Чудиновских Ю.С.,математики. Содержание общеразвивающей программы: Язык программирования Python, Scratch Операторы ввода, вывода. Переменные. Типы данных, оператор присваивания. Целочисленная арифметика. Списки.Простые условия. Случайные значения. Игра "Царство драконов". Безопасность в Интернете. (2 часа)Работа со списками. Графический пользовательский интерфейс (GUI). Криптография. Исполнитель «Черепашка». Программа кружка «Первые шаги в информатике» ориентирована на развитие конструкторских способностей детей и формирование пространственного представления за счет освоения базовых возможностей среды трехмерного компьютерного моделирования. Адресат общеразвивающей программы – обучающиеся в возрасте 9-11 лет, срок реализации 1 год. Автор – составитель Чудиновских Ю.С., учитель информатики. Содержание общеразвивающей программы: Графический редактор Paint, назначение и инструментарий программы Paint, создание документа, открытие файла, сохранение выполненной работы в файле, функция раскрашивания в графическом редакторе, функция копирования. составление рисунков, программа для создания презентаций MS PowerPoint, основные возможности программы PowerPoint, создание презентации с использованием графики и текста,создание анимированной открытки, презентации создание с добавлением интерактивной игры, анимации, звука,создание функция редактирования изображения. 2.4.Характеристика и основное содержание дополнительных общеобразовательных программ спортивно-оздоровительной направленности. Программа данной направленности проектируются для детей всех возрастных категорий. Оздоровительная физкультура – совокупность методов профилактики, лечения и медицинской реабилитации, основанных на использовании физических упражнений, специально подобранных и методически разработанных с учетом индивидуальных возможностей. Программа кружка «Оздоровительная физкультура» направлена на создание комфортных условий для обучения физической культуре учащихся с ослабленным здоровьем и осуществление дифференцированного подхода в организации образовательного процесса в специальных и подготовительных медицинских группах с учетом особенностей развития и состояния здоровья данной категории обучающихся. Адресат общеразвивающей программы – обучающиеся в возрасте 11-16 лет, срок реализации 1 год. Автор – составитель – Чернавская Н.В., учитель физической культуры. 2 0 Содержание общеразвивающей программы: Что такое здоровье. Физическое развитие. Определение физического развития в виде диагностики и тестирования. Проведение мониторинга. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки. Проведение плантографии. Профилактика нарушений зрения. Составление комплексов для определенной группы мышц и суставов. Упражнения на осанку. Упражнения для стопы. Комплекс упражнений на гимнастической скамейке. Упражнения на расслабление мышц. Упражнения на растягивание мышц. Упражнения на дыхание. Укрепление мышечного корсета. Комплекс утренней гимнастики с включением упражнений для глаз. Комплекс упражнений респираторной гимнастики. Гимнастика против утомления. Комплекс упражнений с предметами и без. Спортивные и подвижные игры. Программа кружка «Футбол» направлена на овладение обучающимися отдельными элементами техники и тактики игры в футбол, развитию их физических способностей для всестороннего развития организма. Адресат общеразвивающей программы – обучающиеся в возрасте 7-10 лет, срок реализации 1 год. Автор – составитель – Рычков А.В., учитель физической культуры. Содержание общеразвивающей программы: Теоретическая подготовка. Общая и специальная физическая подготовка. Спортивные игры. Баскетбол. Ручной мяч. Техническая подготовка. Тактика игры в футбол.Тактика нападения. Тактика защиты. 2 1 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Учебный план дополнительного образования Учебный план дополнительного образования МАОУ «Лицей» разработан и утвержден в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», уставом Учреждения, с учетом социального заказа населения и преемственности в образовательной деятельности педагогов дополнительного образования и учреждения в целом. Учебный план дополнительного образования составлен с учетом санитарноэпидемиологических требований к образовательным организациям дополнительного образования детей (Постановление Главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28, СП 2.4.3648-20), основных направленностей дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Реализация учебного плана решает следующие задачи: 1) обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, 2) самоопределение обучающихся; 3) формирование общей культуры, адаптации личности к жизни в обществе; 4) обеспечение возможностей выбора ребенком индивидуального пути образования и развития, по которому он может продвигаться в приемлемом для него темпе; 5) организация содержательного досуга детей и подростков. Его реализация обеспечивается материально-технической и учебнометодической базой МАОУ «Лицей». Учебный план отражает и определяет: 1) перечень кружков; 2) количество часов в неделю; 3) количество часов в год; 4) формы промежуточной аттестации обучающихся. В 2023-2024 учебном году в МАОУ «Лицей» реализуются 17 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Направленности данных программ выбраны с учѐтом запросов обучающихся, их родителей, имеющихся педагогических кадров, материально - технических возможностей образовательной организации. Определено 3 возрастных группы: начального образования (6,5-11 лет), основного образования (12-15 лет), среднего образования (16-18 лет). Формы организации образовательной деятельности включают в себя занятия группой. 2 2 3.1. Учебный план дополнительного образования на 2022-2023 учебный год Название кружка класс Кол-во часов в нед. Телевизионная журналистика 5-9 6 Робототехника . « Мир роботов» 1 группа 1-4 2 Робототехника . « Мир роботов» 2 группа 1-4 2 Первые шаги в мире информатики 3-4 1 Программирование в Python 5-6 1 Программирование на Scratch 7-9 2 Беспилотные летательные аппараты 7-11 2 Киберспорт 7-11 2 Олимпиадная математика 7 1 Олимпиадная математика 8 1 Практикум по созданию письменных творческих работ 8 1 Оздоровительная физкультура 4-6 2 Оздоровительная физкультура 7-11 1 English. Starter 1а 1 1б 1 Тропинка к своемуЯ 1-4 6 Футбол 1-2 2 Футбол 3-4 2 Промежуточная аттестация является обязательной для обучающихся. Промежуточная аттестация демонстрирует качество усвоения обучающимися содержания конкретной дополнительнойобщеобразовательной (общеразвивающей) программы по итогам учебного года. По завершении всего образовательного курса дополнительной общеобразовательной программы проводится итоговая аттестация. Формы проведения промежуточной и итоговой аттестации определяются педагогом исходя из содержания дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы в соответствии с ее прогнозируемыми результатами и с учѐтом особенностей контингента обучающихся и могут быть следующими: соревнование, конкурс, фестиваль, собеседование, зачет, тестирование, защита творческой работы (проекта). 3.2. Календарный учебный график дополнительного образования 2 3 на 2023-2024 учебный год на Начало занятий в 1-11 классах 04.09.2022 Осенние каникулы 28.10.22-05.11.22 Зимние каникулы 31.12.22-08.01.23 Дополнительные каникулы ( 1 классы) 12.02.23-18.02.23 Весенние каникулы 25.03.2023-23103.2023 08.05.2023 Окончание учебного года 24.05.23 в 1-4 классах Окончание учебного года 25.05.23 в 5-8, 10 классах Режим работы: Проведение занятий — через 20 минут после окончания уроков 5-дневная учебная неделя — 1 классы. 6-дневная учебная неделя с одним выходным днем- 2-11 классы. Продолжительность занятия: 35 минут -1 классы. 40 минут — 2-11 классы. Продолжительность учебного года в 1 классах- 33 учебных недели; Продолжительность учебного года во 2-11 классах- 34 учебных недели; Продолжительность учебного года в 5-8,10 классах- 35 учебных недель; Продолжительность учебного года в 9 классах- 36 учебных недель с учѐтом государственной итоговой аттестации; Продолжительность учебного года в 11 классах- 37 учебных недель с учѐтом государственной итоговой аттестации. 3.3. Система условий реализации образовательной программы дополнительного образования 3.3.1.Кадровые условия МАОУ «Лицей» на 100% укомплектовано педагогическими кадрами по всем дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам. В 2022-2023 учебном году в лицее реализуют дополнительные общеобразовательные 2 4 (общеразвивающие) программы 19 педагогов. В штатном расписании МАОУ «Лицей» на реализацию дополнительных общеобразовательных программ имеется 2 ставки педагога дополнительного образования. В целом в МАОУ «Лицей» работают 32 педагогических работника, из них: - учителей - 29 человек; - руководителей - 3 человек; - педагог-психолог - 1; - педагог-организатор ОБЖ- 1; - педагог-библиотекарь — 1. Кадровый состав отличается стабильностью: 93,3% педагогических работников имеют стаж работы в лицее от 5 лет и выше. Педагогический коллектив лицея отличается высоким уровнем квалификации. В лицее в настоящий момент 92% категорированных педагогических работников. Имеют высшую квалификационную категорию 88%. Дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программам реализуют педагоги, имеющие высшую и первую квалификационную категорию. Один педагог — соответствие занимаемой должности. В лицее сформировалась система научно-методической работы, которая включает в себя следующие направления: - организацию работы лицейских методических объединений; - организацию работы творческих групп; - проведение тематических педагогических советов; - организацию работы внутрилицейских вебинаров, составляющих отработанную систему обучения педагогов на рабочем месте в целях решения задач развития лицея; - проведение семинаров, стажировок для педагогов города, области, России; - организацию работы по подготовке публикаций учителей; - методическое сопровождение участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства. 3.3.2. Финансово - экономические условия Автономное учреждение является юридическим лицом, самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет, открытый в установленном порядке в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации в финансовом органе городского округа «Город Лесной» и (или) в Федеральном казначействе. Источники финансирования - средства муниципального и областного бюджета; целевое финансирование по грантам и проектам; безвозмездная помощь дарения. Структура бюджетном финансирования включает в себя: субсидию на выполнение 2 5 муниципального задания и субсидии на иные цели. Деятельность МАОУ «Лицей» осуществляется на основе Плана финансово хозяйственной деятельности. 3.3.3. Материально-технические условия Материально-техническая база МАОУ «Лицей» приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации образовательной программы дополнительного образования, необходимого учебно-материального оснащения образовательного процесса и созданию соответствующей образовательной и социальной среды. Критериальными источниками оценки учебно-материального обеспечения образовательного процесса являются требования и условия Положения о лицензировании образовательной деятельности. В соответствии с требованиями в лицее оборудованы: - 26 учебных кабинетов с оборудованными рабочими местами обучающихся и педагогических работников, в том числе, специализированные кабинеты физики, биологии, географии, информатики (с лаборантскими), музыки. Кабинеты оснащены необходимым 2 спортивных зала, кабинеты оборудованием, соответствующим требованиям, дидактическими и техническими средствами, справочно-информационными материалами, методической литературой; приобретено современное лабораторное оборудование для кабинета физики, химии, биологии. - Библиотека с мультимедийным оборудованием для проведения лекционных и семинарских занятий и книгохранилищем, обеспечивающих сохранность книжного фонда, медиатекой. - Open Space. C 2017 года в рамках софинансирования Росатома и местного бюджета было приобретено оборудование для создаваемых зон в Open Space. - 2 учебные открытые зоны (вместимостью 80 рабочих мест). Ноутбуки ( 30 штук), которые находятся в свободном доступе, предназначены для индивидуальной работы, либо работы в парах., группах; - кабинет обслуживающего труда; - кабинет 3D-моделирования и прототипирования/лингофонный кабинет; - швейная мастерская; - кабинет робототехники; - кабинет технологии с зоной для работы на ЧПУ станке. В Open Space пространство мобильно, трансформируемо и многофункционально: мебель современная и мобильная: столы (складные) удобны для стыковки , что позволяет мобильно конструировать рабочие зоны для командной и индивидуальной работы под задачу и под деятельность детей по собственному замыслу, стулья легкие и могут компактно 2 6 складироваться, создавая открытое пространство, в наличии имеются мобильные флипчарты , для представления результатов деятельности , а также для мобильного зонирования пространства при организации одновременной работы нескольких групп обучающихся, выполняющих различные виды работ. Модули мягкой мебели легко передвигаются.. Имеется доступ к сети Интернет по технологии Wi-Fi. Есть возможность подзарядки электронных мобильных устройство участников образовательного процесса ( точка для подзарядки мобильных телефонов и тележка для ноутбуков Officebox (для подзарядки и хранения 30 ноутбуков) -Атом класс ( кабинет химии) C 2018 года в рамках софинансирования Росатома и местного бюджета было приобретено оборудование для рабочей зоны и лаборатории лабораторных естественнонаучных исследований , мобильная (зона естественно-научная лабораторией LabDisc с кроссплатформенным программным обеспечением Globilab); - Кабинет телестудии «ЭлиТ» ( С 2021 года ремонт и приобретение нового оборудования - грант Всероссийского конкурса «Большая перемена»); - Актовый зал с современным аудио и видео оборудованием; - Стадион; - Помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающие возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков; - Медицинский пункт, состоящий из медицинского и прививочного кабинетов; - Пришкольный участок. 3.3.4. Информационно-методические условия Реализация образовательной программы дополнительного образования обеспечивается современной информационно-образовательной средой. Под информационно-образовательной средой (или ИОС) понимается открытая педагогическая система, с формированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационнотелекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательного процесса в решении учебнопознавательных и коммуникационных профессиональных технологий задач с (ИКТ-компетентность), применением наличие информационнослужб поддержки применения ИКТ. Всего в образовательном учреждении 100 персональных компьютеров. В образовательном процессе используется 70 компьютеров. Количество персональных компьютеров на 100 обучающихся – 6,11 компьютеров. На всех компьютерах установлено лицензионное программное обеспечение, имеются программные обучающие продукты свободного распространения. На всех компьютерах установлена лицензионная операционная 2 7 система Windows. В ОУ имеется широкополосный выход в Internet, локальная сеть включает 100% компьютеров. Постоянно улучшается материально-техническое обеспечение образовательного процесса. В школе 29 мультимедийных проекторов, 16 интерактивных досок. В лицее создано единое информационное пространство, работает сайт http://lyceumlsy.uralschool.ru Обновление информации на сайте осуществляется не реже двух раз в неделю. На сайте размещены: нормативная документация, локальные акты и т.д. Учебное и программно-методическое обеспечение образовательного процесса постоянно пополняется по всем компонентам учебного плана и соответствует реализуемым образовательным программам. Библиотека является библиотечно-информационным центром, имеет абонементную, читальную зоны, имеется помещение книгохранилища. Общий библиотечный фонд составляет 18292 экземпляров. Все учебники по предметам инвариантной части учебного плана рекомендованы (допущены) Министерством образования и науки Российской федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Информирование педагогов, обучающихся и их родителей осуществляется через общешкольные родительские собрания, информационные стенды, через размещение информации в Internet. Информационно-методическое сопровождение разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ включает в себя следующие процедуры и алгоритмы: - осуществляется ежегодная разработка новых дополнительных общеразвивающих программ и корректировка существующих программ; - каждая программа проходит экспертизу готовности. Рабочие программы разрабатываются на каждый год обучения, конкретизируют условия реализации, ожидаемые результаты; программы проходят экспертизу; рекомендации на утверждение; формируется «Банк рабочих программ». 2 8