УТВЕРЖДЕНА приказом МАОУ «Лицей» от 20.12.2020 № 341/ОД ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГООБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЛИЦЕЙ» НА 2021-2025 ГОДЫ Лесной 2020 1 Введение Стр. 3 1. Паспорт программы развития МАОУ «Лицей» Стр. 4 2. Аналитическое и прогностическое обоснование программы развития Стр. 8 2.1. Информационная справка Стр. 8 2.2. Анализ результатов выполнения программы развития МАОУ «Лицей» на 2016-2020 годы Стр. 10 2.3. Методическая и инновационная деятельность лицея Стр. 20 2.4. Дополнительные условия, обеспечивающие качество организации образовательного процесса МАОУ «Лицей» Стр. 23 3. Цель и задачи программы развития Стр. 24 4. Концептуальная модель развития лицея Стр. 25 5. Содержательный и управленческий аспекты программы развития (стратегия и тактика развития) Стр. 31 5.1. Стратегические направления развития лицея Стр. 31 5.2. Модель реализации программы развития Стр. 31 6. Основное содержание программы развития Стр. 32 7. Система контроля за выполнением программы Стр. 38 7.1. Индикаторы достижения цели программы развития Стр. 38 7.2. Показатели индикаторов результатов реализации программы развития по годам Стр. 42 Стр. 43 8. Ожидаемые результаты реализации Программы развития 2 Введение Статья 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» относит к компетенции образовательной организации разработку и утверждение по согласованию с учредителем Программы развития образовательной организации. Программа развития является обязательным локальным актом, наличие которого в образовательной организации закреплено законодательно. Программа развития как локальный акт образовательной организации, определяет стратегические направления развития образовательной организации на среднесрочную перспективу Программа развития Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей» - управленческий документ, определяющий приоритеты, стратегическую цель и задачи развития образовательной организации на пять лет (с января 2021 года по декабрь 2024 года). Программа разработана в соответствии с целями реализации государственной образовательной политики Российской Федерации, Свердловской области, городского округа «Город Лесной». Назначением программы развития является решение следующих взаимосвязанных задач: определение достигнутого уровня развития лицея как педагогической системы и выявление актуальных направлений ее дальнейшего развития; построение и описание в виде инновационного проекта образа желаемого будущего состояния лицея как целостной системы; определение стратегии действий по реализации проекта; формирование плана реализации действий. Основными функциями программы развития являются: формирование представлений о необходимых изменениях в развитии лицея, которые будут осуществлены в период с 2021 года по 2024 год с целью достижения нового качества образования; целевая ориентация и мотивирование деятельности всех участников образовательных отношений на успешное осуществление проектируемых изменений. 3 1. Паспорт программы развития Образовательная Муниципальное автономное общеобразовательное организация учреждение «Лицей» Нормативно-правовая методическая база разработки программы и 1. для Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года 3. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». 4. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (п. 4.4 паспорта национального проекта «Образование»). 5. Распоряжение Минпросвещения от 17.12.2019 № Р-135 «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению средств обучения и воспитания для обновления материально-технической образовательных организаций и базы обще- профессиональных образовательных организаций в целях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование"». 6. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом 03.04.2012 № Пр-827. 7. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы, утвержденная Указом Президента от 09.05.2017 № 203. 8. Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства от 24.12.2013 № 2506-р. 9. Концепция развития дополнительного образования детей в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р. 10. Основы государственной молодежной политики до 2025 4 года, утвержденные распоряжением Правительства от 29.11.2014 № 2403-р. 11. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р. 12. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования. 13. Муниципальная программа «Развитие системы образования в городском округе «Город Лесной» на 2020 2024 годы» (в редакции Постановления Администрации городского округа «Город Лесной» от 30.12.2019 г. №1499); 14. Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей» Руководитель программы Решетова Наталья Владимировна, директор МАОУ «Лицей» Ответственные Администрация МАОУ «Лицей» исполнители Разработчики программы В разработке программы принимают участие все категории работников школы, а также учащиеся, их родители (законные представители). К разработке программы при необходимости привлекаются общественные, научные и иные организации Цель программы Повышение качества образования, соответствующего современным потребностям личности, общества, государства в рамках реализации национального проекта «Образование» Задачи программы 1.Достижение качества требованиями ФГОС, образования, через соответствующего совершенствование форм, технологий, учебно- методического обеспечения, обновление содержания и совершенствование методов обучения. 2.Модернизация системы материально-технического обеспечения образовательного процесса. 3.Развитие системы непрерывного повышения профессионального мастерства и квалификации педагогических 5 работников с вовлечением в национальную систему профессионального роста педагогических работников. 4.Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития успешных детей. 5.Совершенствование единой информационной системы «Цифровая среда лицея». 6.Проектирование мотивирующих образовательных сред как необходимого условия успешной социализации учащихся, расширение разнообразия внеучебных проектов и творческих инициатив, в том числе с применением дистанционных технологий и форм открытого образования. 7.Создание и реализация сетевого взаимодействия. 8.Формирование внутришкольной системы оценки качества образования (ВСОКО) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. 9. Обеспечение безопасного образовательного процесса с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований. Ожидаемые результаты реализации программы 1.Внедрение в образовательный и воспитательный процесс нового содержания обучения, способов образования, оценки методик и образовательных технологий результатов, обеспечивающих успешное освоение учащимися программы федеральных образовательных стандартов в интересах устойчивого развития; 2.Образовательные программы, позволяющие удовлетворять интересы и потребности всех участников образовательного процесса.– удовлетворены образовательные запросы субъектов образовательного процесса; 3.Оптимизация работы с кадрами, приведение ее в соответствие с новыми требованиями к квалификации управленческого и педагогического персонала; педагогического коллектива формирование к готовности различным формам государственно-общественной оценки деятельности ОУ; 4.Улучшение материально-технических условий организации образовательного процесса. 5.Развитие инфраструктуры ОУ, повышение уровня 6 информатизации образовательного процесса. 6.Укрепление здоровья школьников, повышение уровня психологической комфортности; 7. Повышение качества образования; 8.Повышение профессиональной педагогического коллектива, в том компетентности числе в условиях дистанционного обучения; 9.Принятие мер по препятствию распространения коронавирусной инфекции Утверждение Приказ №341/ОД от 20.12.2020 Программы Система организации Постоянный контроль за выполнением программы осуществляет контроля за выполнением Педагогический совет образовательного учреждения. Программы Результаты контроля представляются ежегодно учредителю и на сайте МАОУ «Лицей». Адрес размещения http://lyceum-lsy.uralschool.ru программы 7 2. Аналитическое и прогностическое обоснование программы развития 2.1.Информационная справка Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей» создано в 1992 году и действует на основании законодательства Российской Федерации, Устава, а также муниципальных правовых актов городского округа «Город Лесной», в целях реализации прав граждан на получение начального общего, основного общего, среднего общего образования. 1992 г. – открытие колледжа при ТИ МИФИ с целью реализации принципа непрерывного образования «Школа-ВУЗ». Обучение велось в 10–11 физико-математических классах. 1995 г. – колледж переименован в МОУ «Лицей» и получил отдельное здание на Коммунистическом проспекте. 1997 г. – в лицее начали обучение первоклассники. 2002 г. – переезд в новое здание по адресу ул. Победы, 30А 2006г. - победитель конкурса среди общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО). 2009г. - победитель конкурсного отбора среди общеобразовательных учреждений в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010г.г. «Создание системы обучения для общеобразовательных школ естественно-научного профиля» С 2010г. в лицее действует учебная лаборатория по изучению базовых основ нанотехнологий. С 2010г. лицей – ресурсный центр МКУ «Управление Образования» по реализации Федерального государственного образовательного стандарта. 2010г. - МОУ «Лицей» победитель Конкурса по отбору школ-участниц «Лиги школ Роснано». По настоящее время МАОУ «Лицей» является школой-участницей федеральной инновационной площадки «Школьная лига Роснано». 2011-2012 г.- победитель конкурса школ, внедряющих программы инновационного развития общеобразовательного учреждения в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» 2012 г. – лицей вошел в число 20 лучших лицеев и гимназий Свердловской области (11-е место в интегральном рейтинге составленном ИРО Свердловской обл.) 2013 г. – победитель в конкурсе социально значимых проектов ГК РОСАТОМ. 2013 г.– победитель в конкурсе на организацию и проведение мероприятий для талантливых детей городов-участников проекта «Школа Росатома» 2013 г. – организация и проведение ярмарки проектов «Магия открытий» для учащихся начальных классов городов присутствия ГК «Росатом» 8 В 2013, 2014, 2015, 2016 году МАОУ «Лицей» проводит выездную естественнонаучную школу «Надежды Росатома» в рамках Целевой программы ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» «Энергия будущего». 2014 г. – начало работы лицейского телевидения «ЭЛиТ» 2015, 2016 гг. – масштабная реконструкция школьного стадиона. 2015 г. - в рамках программ «Уральская инженерная школа» и «Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года» приобретено современное оборудование для кабинета физики и профориентационной работы. 2016 г. – создание образовательной среды «Школьный технопарк». 2016 г. – по итогам всесторонней независимой экспертизы в интегральном рейтинге ОУ Свердловской области за 2015г. лицей вошел в десятку лидеров. В рейтинге «Качество результатов освоения основных и дополнительных образовательных программ» лицей занял 5-е место. 2017г. - победитель Конкурса школ, внедряющих сетевые стандарты «Школы Росатома» в условиях введения ФГОС основного и среднего общего образования. 2018г. – победитель конкурса социально-экономического лучших развития муниципальных в практик муниципальных и инициатив образованиях на территориях присутствия ГК «Росатом». 2018-2020 гг. - реконструкция мастерских для создания современного высокотехнологичного открытого пространства «Open Space». 2019г. – победитель конкурсного отбора на право вхождения в сеть атомклассов и школьных технопарков, созданных, создаваемых и функционирующих в рамках проекта «Школа Росатома». 2020г. – лауреат Всероссийского конкурса «Успешная школа». 2020г. – победитель конкурса «Цифровая педагогическая интернатура» проекта «Школа Росатома». 2020г. – МАОУ «Лицей» получил право открыть Межшкольный сетевой центр компетенций «Атом-класс!» проекта «Школа Росатома». 2020г. – лицею присвоен статус региональной инновационной площадки по теме «Межпредметные интегративные погружения как средство реализации конвергентного подхода в образовании». 2020г. – лицей вошел в ТОП-20 школ всероссийского конкурса «Большая перемена» (президентская платформа «Россия – страна возможностей») 9 На 01.09.2020 года в 22 классах лицея обучаются 585 человек (все обучаются только в первую смену): 8 классов уровня начального общего образования (228 обучающихся), 10 классов уровня основного общего образования (267 обучающихся), 4 класса уровня среднего общего образования (90 обучающихся). Средняя наполняемость классов уже пять лет превышает 25 человек. В 2020-2021 учебном году она составила 26,5 чел. В течение всех лет существования в лицее отмечается высокий уровень сохранности контингента обучающихся в течение учебного года и при переходе с одного уровня обучения на другой. Комплектование классов производится в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Уставом образовательной организации, не нарушает прав обучающихся. Лицей реализует программы начального, основного и среднего общего образования, в том числе программы углубленного изучения предметов. Управление лицеем осуществляют органы государственно-общественного управления: Наблюдательный совет, Общее собрание трудового коллектива, Совет Лицея, Педагогический совет, Родительский комитет. Учредители: Городской округ «Город Лесной», Глава городского округа «Город Лесной» – Черепанов Сергей Евгеньевич. 2.2 Анализ результатов выполнения программы развития МАОУ «Лицей» на 2016-2020 годы Информация о результатах аттестации педагогических кадров МАОУ «Лицей» МАОУ «Лицей» на 100% укомплектовано педагогическими кадрами по всем образовательным программам согласно лицензии. В лицее работает: всего работников – 62 человек; директор – 1 человек; учителей – 31 человек; администрация – 4 человека; педагог-психолог – 1; педагог-библиотекарь – 1; других педагогических работников – 5 человек. иной персонал – 18 человек. Средний возраст педагогов – 46,0 года. Квалификация педагогических кадров: Квалификация Всего % к общему числу педагогических работников Количество педагогических работников, 35 95% 10 имеющих квалификационную категорию в т.ч. – высшую 29 82% - первую 4 12% Количество педагогических работников, 2 6% не имеющих квалификационной Учитель категории физкультуры Учитель музыки Характеристика педагогического состава по стажу и образованию Общее Педагогический стаж работы образование количество до 2-5 5-10 10-20 свыше Высшее Среднее Не имеют педагогов 2х лет лет лет 20лет профессио профессио педагоги- (чел.) лет -нальное - нальное ческого образования 35 2 1 2 6 24 32 3 - Аттестация педагогов лицея Численност Численность ь аттестованны педагогическ работников педагогичес х их имеющих имеющих соответст аттестован ких педагогическ работников, высшую первую вие ных работников их имеющих квалифика квалифик занимаем педагогиче (общее работников квалификаци ционную ационную ой ских онные категорию категори должност работни- ю и ков число) Доля Из них численность педагогических Численнос категории ть не или СЗД 35 33 94% 29 4 0 2 Педагогический коллектив лицея демонстрирует высокую активность в представлении опыта своей работы. Только за 2019-2020 учебный год педагогический коллектив лицея добился следующих высоких результатов: В 2020 учебном году МАОУ «Лицей» в числе 20 топ школ России -участниц проекта «Большая перемена». Также МАОУ «Лицей» прошѐл конкурсный отбор и стал региональной инновационной площадкой (2020-2023 гг.), тема проекта «Межпредметные интегративные погружения - 11 средство реализации конвергентного подхода в образовании» и подтвердил статус «Школаучастница ФИП «Школьная лига» РосНАНО», «Ежегодный Всероссийский сетевой образовательный проект «Неделя высоких технологий и технопредпринимательства» (НВТиТ)» по 2021 гг. Команда МАОУ «Лицей» стала Лауреатом IV Всероссийского конкурса «Успешная школа». По результатам конкурсной программы в рамках проекта «Школа Росатома» МАОУ «Лицей»: победитель в весеннем методическом марафоне проекта «Школа Росатома»; победитель в номинации «Цифровая педагогическая интернатура» ; педагог лицея - победитель конкурса «Нешкольные НЕуроки»; педагог лицея - победитель Всероссийского конкурса «Учебные материалы для школы будущего». Команда педагогов МАОУ «Лицей» - участник полуфинала профессионального конкурса «Учитель будущего». В 2019-2020 учебном году лицей продолжил реализацию проекта по внедрению стандартов инновационной сети проекта «Школы Росатома». К концу 2020 года завершѐн помещений для обустройства открытого образовательного пространства, ремонт завершена закупка высокотехнологического оборудования. Также отремонтирован и подготовлен к открытию Атомкласс по химии. В анализе информационно-методического центра управления образования по результатам участия педагогов городского округа «Город Лесной» в конкурсах профессионального мастерства лицей была отмечен, как образовательная организация, показывающая на протяжении нескольких лет высокую результативность в муниципальных конкурсах: 80 % учителей лицея, участвующих в конкурсах, становились победителями и призерами этих конкурсов. Наблюдается положительная динамика активности учителей в представлении опыта инновационной деятельности на муниципальном, региональном, федеральном и международном уровнях в различных формах: открытые уроки и мастер-классы, стажировки, выступления на конференциях, педагогических форумах, публикации в офлайн и онлайн форматах. Следует отметить, проведенные в 2016-2017 учебном году: - трехдневные образовательное стажировки событие, «Межпредметное направленное на интегративное реализацию погружение индивидуальных смыслов как и возможностей участников», «OpenCase на основе краудсорсинга как современный формат организации образовательной событийности» для педагоговв из городов присутствиия Госкорпорации «Росатом»; 12 В 2017-2018 учебном году: - трехдневную стажировку «Школьный технопарк» как образовательная среда, формирующая у учащихся компетенцию ответственного выбора» для педагоговв из городов присутствиия Госкорпорации «Росатом» В 2019-2020 учебном году: - трехдневную стажировку «Реализация принципа индивидуализации через организацию научно-исследовательской практики в старшей школе» для педагогов из городов присутствия Госкорпорации «Росатом» Анализ и качество подготовки обучающихся МАОУ «Лицей» На протяжении многих лет лицей сохраняет лидерские позиции по результативности образовательной деятельности в городе и области. В течение последних пятнадцати лет сохраняется высокий показатель количества обучающихся на повышенные отметки – 72%-86%. По итогам 2019-2020 учебного он составил 81,6 %, что значительно превышает соответствующий средний показатель по городу. Результаты качества успеваемости обучающихся лицея в динамике за три учебных года Год 2017-2018 2018-2019 2019-2020 Процент качества на уровне НОО 97 89,8 93,3 Процент качества на уровне ООО 75,4 75,8 79,3 Процент качества на уровне СОО 59,8 67 71,75 Процент качества в лицее 77,4 78,6 81,45 Динамика результатов ЕГЭ за 3 года Средний балл Количество 2017 2018 2019 2020 2017 2018 2019 2020 Русский язык 73,1 73,8 76,9 79,1 48 47 55 47 Математика (профильный уровень) Обществознание 54,8 59,2 67,8 70,2 36 34 42 32 59,5 60,3 61,5 65,9 30 24 22 19 Физика 62,1 62,6 63,6 64,8 12 20 21 13 65,5 58,3 61,8 54,7 10 8 9 7 60,3 57,3 60,7 66,7 6 4 6 8 Биология История Информатика и ИКТ 60,9 66,1 70,8 78,2 13 13 11 9 Английский язык 69,4 69 77,7 74,1 5 3 3 8 Литература 71,6 77 70,5 84,2 3 3 2 4 67,3 60,8 63 53,7 15 5 16 10 Химия 13 Обучающиеся лицея демонстрируют высокую результативность внеурочной деятельности. Достижение высоких результатов учебной деятельности было бы невозможно, если бы в лицее не было установки на создание среды, направленной на развитие детей с повышенными интеллектуальными и творческими возможностями. Обучающиеся лицея принимали активное участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня. В Лесном функционирует городская модель фестиваля «Выше радуги», которая предполагает участие всех детей не только в городских и областных конкурсных мероприятиях, но и в международных и российских интеллектуальных и творческих проектах. В прошедшем учебном году обучающиеся лицея продемонстрировали высокую результативность участия в интеллектуальных олимпиадах и конкурсах различного уровня. Показатели результативности участия обучающихся МАОУ «Лицей» во Всероссийской олимпиаде школьников Уч. период Количество Региональный этап Количество победителей и ВсОШ, кол-во победителей/призеров призеров участников РЭ ВсОШ 2014-2015 87 12 2 2015-2016 77 5 1 2016-2017 75 7 0 2017-2018 83 15 4 2018-2019 86 5 1 2019-2020 77 3 1 Показатели результативности участия в муниципальных/региональных/федеральных олимпиадах и конкурсных мероприятиях за 2020 год Мероприятие Количество Количество учащихся победителей и призѐров Неделя высоких технологий и 575 2 класса Всероссийский конкурс «Большая перемена» 32 1 человек Всероссийский образовательный проект «Урок Цифры» 357 Мероприятия в рамках направления Атомкласс 29 Научно-познавательный фестиваль «День науки в 32 технопредпринимательства Лесном» Муниципальный конкурс «Битва математических умов» 4 1 команда 14 Межрегиональный экологический конкурс «Мы за 257 чистые города России» Всероссийский конкурс перевода 33 1 Всероссийский конкурс «Живая классика» 25 1 Региональная Олимпиада СУНЦ по математике 16 Всероссийская Олимпиада Изумруд 5 1 Всероссийский конкурс инженеров Исследователей 1 1 Спутник Всероссийский урок по экологии 110 Профнавигатор 50 Городская игра «Встреча МилиМэтров» 25 1 команда Городской конкурс профессионального мастерства 2 1 команда 4 1 команда 10 10 10 1 команда 12 1 команда 11 18 Городской конкурс «Экспериментальная физика» 4 1 команда Городской интеллектуальный турнир по химии «Своя 4 1 команда 25 11 8 1 команда 10 9 «Юный электрик» Городской интеллектуальный турнир «На грани двух наук» по предметам естественнонаучного цикла Всероссийская научная конференция учащихся имени Н.И. Лобачевского город Казань Всероссийский форум профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ» Муниципальный этап Метапредметной олимпиады «Школа Росатома» Городская научно-практическая конференция школьников «Интеллект. Поиск. Творчество» игра» Городской интеллектуальный турнир «Юный Ломоносов» Г. Лесной Открытая Всероссийская олимпиада по 3Dмоделированию Научная и инженерная выставка молодых исследователей городов ЗАТО город Снежинск Олимпиада Росатом (математика) 32 Олимпиада Росатом (физика) 14 Международный математический конкурс «Кенгуру» 82 15 Олимпиада НТИ 5 Муниципальный конкурс исследовательских работ 5 учащихся для начальной школы II Региональный турнир «Лига любознательных» 15 5 Екатеринбург Конкурсная программа Школьной лиги 77 РОСНАНО«Школа на ладони» Всероссийская конференция «Юность, наука, культура. 4 ЗАТО» Всероссийский конкурс «Космос» 2 1 Проект Rosatom’s COOL 4 2 I Региональная Олимпиада ТИ НЯУ МИФИ по 21 математике и физике VII Уральский турнир юных биологов 6 Всероссийская Олимпиада Эйлера 2 Всероссийский конкурс «Большая перемена» 32 1 победитель лицей вошел в ТОП-20 школ Вывод: активизация проектной и исследовательской деятельности в лицее приводит к эффективным результатам участия обучающихся в городских, региональных и Всероссийских конкурсах. Воспитательная работа Воспитательная работа с лицеистами осуществлялась на основании концепции воспитания школы, программы воспитания и социализации обучающихся, плана воспитательной работы. Система воспитательной работы лицея выстроена на синтезе урочной и внеурочной деятельности при активном взаимодействии с другими образовательными, научными, культурными учреждениями и общественными организациями города, области и России. Именно деятельность ученика вне традиционной формы урока раскрепощает и открывает для ребѐнка новые горизонты познания и экспериментирования, заинтересовывает и увлекает, вселяет уверенность и помогает ему успешно реализоваться, найти своѐ я, позволяет школе уходить от рутины ежедневного однообразия монотонно сменяющих друг друга уроков. В лицее осуществляются следующие приоритетные направления деятельности: интеллектуальное; 16 духовно-нравственное; социально-значимое; сотрудничество с родителями; творческое; гражданско-патриотическое и правовое; спортивно-оздоровительное; профилактическая работа. Анализ процесса воспитательной работы показал, что на протяжении 2019, 2020 гг. приоритетным направлением воспитательной работы в лицее являлось взаимодействие с семьѐй. В конце каждой четверти в классах проводятся родительские собрания, а так же 2 раза в год – общешкольные родительские собрания и собрания общешкольного родительского комитета. Продолжает свою работу лицейский волонтерский отряд. Он насчитывает 48 человек – это учащиеся 8-11 классов. Только за 2020 год проведены 6 акций, благополучателями стали 456 человека. Основные направления деятельности волонтерского отряда: социокультурное (организация спектаклей, концертов, линеек, соревнований); медико-просветительское; шефская деятельность; организация благотворительных акций. Эффекты волонтерской деятельности: самореализация; профориентация; личностный рост. Обучающиеся продолжают свою деятельность в рамках ВОО «РДШ». Воспитание подрастающего поколения в Российском движение школьников состоит из четырех направлений деятельности - это военно-патриотическое, гражданская активность, информационно-медийного и личностного развития. I. Военно-патриотическое направление: организация профильных событий, направленных на повышение интереса у детей к службе в ВС РФ, в том числе военных сборов, военно-спортивных игр, соревнований, акций; проведение образовательных программ – интерактивных игр, семинаров, мастерклассов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми и Героями России; II. Гражданская активность: оказание помощи социально-незащищенным группам населения, формирование ценности доброты и милосердия; 17 участие в организации культурно-просветительских мероприятий в музеях, библиотеках, домах культуры, театрах, кинотеатрах, культурных центрах, парках и т.д.; волонтѐрство спортивных, образовательных, социокультурных мероприятий местного, регионального и всероссийского уровней; организация Всероссийских профилактических акций, участие в работе школьных отрядов ЗОЖ, возможность стать частью Всероссийского общественного движения "Волонтѐры медики". III. Информационно-медийное направление: поддержка талантливых юных журналистов; создание и развитие школьных медиацентров, в том числе газет и журналов, радио и телевидения, новостных групп в социальных сетях; проведение пресс-конференций, фестивалей, творческих конкурсов для школьников; IV. Личностное развитие Творческое развитие: организация творческих событий - фестивалей и конкурсов, акций и флешмобов; реализация культурно-образовательных программ - интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми; организация киноклубов; проведение культурно-досуговых программ - посещение музеев, театров, концертов; организация экскурсий; проведение образовательных программ по повышению квалификации педагогического состава, а также руководителей общественных организаций. Популяризация ЗОЖ среди школьников: организация профильных событий - фестивалей, конкурсов, соревнований, акций и флешмобов; организация туристических походов и слетов; организация мероприятий, направленных на популяризацию комплекса ГТО; поддержка работы школьных спортивных секций; проведение образовательных программ – интерактивных игр, семинаров, мастерклассов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми. Популяризация профессий: проведение образовательных мероприятий и программ, направленных на определение будущей профессии - интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми; 18 популяризация научно-изобретательской деятельности; поддержка и развитие детских проектов; организация профильных событий - фестивалей, конкурсов, олимпиад, акций, флешмобов. В лицее постоянно действует «Совет по профилактике правонарушений», основная функция которого - профилактическая работа по предупреждению правонарушений, выявление детей, оказавшихся в находящихся в трудной жизненной ситуации; поддержка и оказание помощи для комфортного пребывания в лицее. По запросу родителей и обучающихся оказывается своевременная помощь психолога. Взаимодействие работы службы сопровождения обучающихся, педагогов, администрации привело к нулевой статистике правонарушений, за 2016-2019 гг. Выводы: Сложившаяся и развивающаяся воспитательная система лицея дает положительные результаты, к числу которых можно отнести: комфортный психологический микроклимат в лицее; активная включенность учащихся в процесс жизнедеятельности лицея; сложившийся коллектив профессионализма, педагогов, высокий заинтересованность в уровень квалификации и осуществлении инновационной и исследовательской деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение Работа психолога- один из существенных компонентов целостной системы образования. Она соединила в себе науку о развитии ребенка и практику реализации возможностей этого развития в современных условиях. Цели психологической помощи: Обеспечение в образовательном учреждении условий для развития у учащихся способности к самостоятельному решению социально и личностно значимых проблем в различных сферах деятельности, воспитание всесторонне развитой личности, сохранение его здоровья в процессе обучения Задачи: Психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения; Содействие личностному и индивидуальному развитию лицеистов; Формирование у учащихся способности к самоопределению и саморазвитию; Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в классе; Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся. Решение поставленных задач осуществлялось в рамках следующих направлений: психологическое просвещение; психологическая диагностика; 19 психологическое консультирование; коррекционная работа; научно- исследовательская деятельность старшеклассников по психологии; методическая работа. Консультационно-просветительская деятельность психолога предназначена для всех участников образовательного процесса. Консультирование осуществляется индивидуально и в группах. За истекший период наблюдалось увеличение количества обратившихся за консультативной помощью. Тематика запросов значительно расширилась. У родителей, кроме традиционной темы, связанной с трудностями в обучении, появились запросы, не связанные с пребыванием ребенка в школе. 2.3. Методическая и инновационная деятельность лицея Методическая работа - это открытая многоуровневая, многофункциональная система совместной деятельности руководителей, педагогов, способствующая обеспечению качества образования посредством повышения профессиональной компетентности педагогов и решения инновационных проблем образовательного процесса. Управление научно-методической работой направлено на: повышение профессиональной компетентности педагогов, необходимой для обеспечения качества образовательного процесса; совершенствование программно-методического сопровождения реализации образовательной программы лицея; научно-методическое содействие инновационному развитию образовательного процесса в лицее; вооружение педагогов лицея наиболее эффективными способами организации образовательного процесса, анализа, экспертизы педагогической деятельности и деятельности учащихся. Целью методической работы в лицее является повышение уровня профессиональной культуры учителя и педагогического мастерства для сохранения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании учащихся. Задачи: формирование профессиональной ориентации педагогов на успех в собственной педагогической деятельности, в работе всего коллектива лицея, в обучении, воспитании и развитии творческого потенциала каждого ученика. оперативное реагирование на запросы учителей по насущным педагогическим проблемам, знакомство с достижениями педагогической науки и педагогической практики, с новыми педагогическими технологиями с целью применения этих 20 знаний для анализа и самоанализа педагогической деятельности. организация системы методической работы с целью развития педагогического творчества и самореализации инициативы педагогов. пополнение информационного педагогического банка данных о педагогическом опыте через обобщение и изучение опыта работы своих коллег. анализ и обобщение педагогических достижений и способов их получения в собственном опыте, обобщение опыта нескольких учителей, работающих по одной проблеме. создание собственных методических разработок. В настоящее время инновационная деятельность лицея осуществляется по следующим направлениям: федеральная инновационная площадка «Школа-участница ФИП «Школьная лига» РосНАНО»; региональная инновационная площадка по теме «Межпредметные интегративные погружения - средство реализации конвергентного подхода в образовании»; пилотная школа по введению ФГОС ООО и ФГОС СОО; школа-участница инновационной сети образовательных организаций проекта «Школа Росатома». Педагогический коллектив лицея эффективно внедряет педагогические инновации и диссеминирует свой опыт на городском, региональном, Всероссийском и международных уровнях: 2017, 2018 гг. Выступление на Critical issues forum spring conference in Monterey, СА (Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современности» в Монтерее (США, штат Калифорния) 2019 г. Организация и проведение Интерактивной образовательной площадки в рамках работы межрегионального форума городов-участников проекта «Школа Росатома», разрабатывающих и реализующих модели развития муниципальных систем образования; Выступление на Critical issues forum spring conference in Monterey, CA (Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современности» в Монтерее (США, штат Калифорния) Участие и проведение интерактивной площадки в рамках проведение II городского образовательного форума «Перспектива» Участие в проекте «Инновационная сеть образовательных организаций проекта «Школа 21 Росатома». Проведение серии мастер-классов/вебинаров: вебинар «Опыт реализации технологии сопровождения индивидуальных учебных планов в условиях перехода на ФГОС СОО»; вебинар «Конструирование и реализация учебного плана основной школы, для обеспечения последующей эффективной реализации ФГОС СОО в технологии сопровождения индивидуальных учебных планов учащихся»; вебинар «Локальная нормативная база обеспечения реализации ООП СОО в соответствии с требованиями ФГОС СОО в рамках технологии сопровождения индивидуальных учебных планов учащихся»; вебинар «Особенности конструктивного решения пространства для реализации в школе ФГОС СОО в технологии сопровождения индивидуальных учебных планов учащихся»; вебинар «Конструирование и реализация учебного плана старшей школы, реализующей ФГОС СОО в технологии сопровождения индивидуальных учебных планов учащихся»; вебинар «Особенности организации и содержания урочной и внеурочной деятельности в школе при переходе на ФГОС СОО». 2020 г. Участие в Весеннем методическом марафоне проекта Школа Росатома. Проведение серии вебинаров: вебинар «Межпредметные интегративные погружения как средство системного развития универсальных компетентностей на уровне начального общего и основного общего образования»; вебинар «Модель организации выездной каникулярной школы для учащихся начальных классов»; вебинар «Интерактивные цифровые инструменты для дистанционного обучения»; вебинар «Инженерное мышление на гуманитарных предметах»; вебинар «Модель организации дистанционного обучения: просто, понятно, эффективно. Опыт МАОУ «Лицей» города Лесного»; вебинар «Школьное телевидение или Отчего люди не летают как птицы?»; вебинар «Волонтерство как средство социализации поколения Z». Проведение «Цифровой педагогической интернатуры» «Soft Skills для педагогов» 8 занятий для педагогов проекта «Школа Росатома»; 22 Выступление на онлайн открытом методическом дне ИРО г. Екатеринбург «Введение ФГОС СОО» по теме «Обучение по индивидуальным учебным планам в условиях реализации ФГОС СОО». 2.4. Дополнительные условия, обеспечивающие качество организации образовательного процесса МАОУ «Лицей» В соответствии с требованиями в лицее оборудованы: 26 учебных кабинетов с оборудованными рабочими местами обучающихся и педагогических работников, в том числе, специализированные кабинеты физики, биологии, географии, информатики (с лаборантскими), 2 спортивных зала, кабинеты музыки. Кабинеты оснащены необходимым оборудованием, соответствующим требованиям, дидактическими информационными материалами, и техническими методической средствами, литературой; справочноприобретено современное лабораторное оборудование для кабинета физики, химии, биологии. Библиотека с мультимедийным оборудованием для проведения лекционных и семинарских занятий и книгохранилищем, обеспечивающих сохранность книжного фонда, медиатекой. Открытое высокотехнологичное образовательное пространство (Open Space). C 2017 года в рамках софинансирования Госкорпорации «Росатом» и местного бюджета было приобретено оборудование для создаваемых зон в Open Space: 2 учебные открытые зоны (вместимостью 80 рабочих мест), 30 ноутбуков находятся в свободном доступе, предназначены для индивидуальной работы, либо работы в парах., группах; кабинет обслуживающего труда; прототипирования/лингафонный кабинет кабинет; 3D-моделирования швейная мастерская; и кабинет робототехники; кабинет технологии с зоной для работы на ЧПУ станке. В Open Space пространство мобильно, трансформируемо и многофункционально: мебель современная и мобильная: столы (складные) удобны для стыковки , что позволяет мобильно конструировать рабочие зоны для командной и индивидуальной работы под задачу и под деятельность детей по собственному замыслу, стулья легкие и могут компактно складироваться, создавая открытое пространство, в наличии имеются мобильные флипчарты, для представления результатов деятельности, а также для мобильного зонирования пространства при организации одновременной работы нескольких групп обучающихся, выполняющих различные виды работ. Модули мягкой мебели легко передвигаются.. Имеется доступ к сети Интернет по технологии Wi-Fi. Есть возможность подзарядки электронных мобильных устройство участников 23 образовательного процесса (станция для зарядки мобильных телефонов и тележка для ноутбуков Officebox (для зарядки и хранения 30 ноутбуков) Атомкласс (кабинет химии). C 2019 года в рамках софинансирования Госкорпорации «Росатом» и местного бюджета было приобретено оборудование для рабочей зоны и лаборатории (зона лабораторных естественнонаучных исследований, мобильная естественно-научная лабораторией LabDisc с кроссплатформенным программным обеспечением Globilab); Актовый зал с современным аудио и видео оборудованием; Стадион; Помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающие возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков; Медицинский пункт, состоящий из медицинского и прививочного кабинетов; Режим работы лицея построен с учетом современных валеологических требований. Организовано сбалансированное, горячее питание. Лицей работает в режиме одной смены. Продолжительность учебной недели для 1х классов - 5 дней, для остальных - 6 дней. Учебная нагрузка обучающихся равномерно распределена в течение всего дня. Чередование уроков со спортивными занятиями и проведением культурно-оздоровительных мероприятий позволяет избежать перегрузки детей. Таким образом, можно сделать вывод о высоком уровне результативности образовательной деятельности в лицее, готовности педагогического коллектива к продолжению работы в инновационном режиме, высоком уровне оснащенности образовательной среды лицея. 3. Цель и задачи программы развития Цель - повышение качества образования, соответствующего современным потребностям личности, общества, государства в рамках реализации национального проекта «Образование». Задачи: 1. Достижение качества образования, соответствующего требованиями ФГОС, через совершенствование форм, технологий, учебно- методического обеспечения, обновление содержания и совершенствование методов обучения. 2. Модернизация системы материально-технического обеспечения образовательного процесса. 3. Развитие системы непрерывного повышения профессионального мастерства и квалификации педагогических работников с вовлечением в национальную систему профессионального роста педагогических работников. 4. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития успешных детей. 24 5. Совершенствование единой информационной системы «Цифровая среда лицея». 6. Проектирование мотивирующих образовательных сред как необходимого условия успешной социализации учащихся, расширение разнообразия внеучебных проектов и творческих инициатив, в том числе с применением дистанционных технологий и форм открытого образования. 7. Создание и реализация сетевого взаимодействия. 8. Формирование внутришкольной системы оценки качества образования (ВСОКО) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. 9. Обеспечение безопасного образовательного процесса с соблюдением всех санитарноэпидемиологических требований. 4. Концептуальная модель развития лицея Изменения, которые должны произойти в образовании, чтобы оно успевало за быстро меняющимся миром, стали в последнее десятилетие предметом широкого обсуждения (экспертная дискуссия «Образование - 2035», глобальный форсайт образования до 2035 года и др.). В ходе дискуссии было отмечено, что «современная модель «индустриального» образования принципиально несостоятельна: она формирует «навыки прошлого», а не «навыки будущего», и готовит учащихся к реальности, которой уже не будет». Следовательно, необходимо пересмотреть образовательные подходы, процессы и форматы для того, чтобы дать обучающимся возможность формировать навыки, необходимые для профессионального, общественного и личного успеха в XXI веке. При перестройке системы образования должны учитываться тренды, которые определяют будущее образования: индивидуализация образования и компетентностный подход. Осуществляется дальнейший рост индивидуализации во всех сферах человеческой деятельности - от производства до культуры. С точки зрения образования - это значит формирование индивидуальных траекторий обучения под запросы обучающихся; распространение системы ценностей сетевой культуры. Важную роль начинают играть форматы, где люди собираются в одном пространстве сети, чтобы учить друг друга; рост конкуренции в экономике, требующей готовности к работе в условиях высокой неопределенности - а значит, умений быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, распределять и перераспределять ресурсы, управлять своим временем в условиях постоянно меняющегося потока рабочих задач; цифровизация. Развитие цифровых технологий меняет способы, которыми фиксируется, передается и создается знание, а также формируются навыки. Кроме этого, цифровые 25 технологии меняют процесс оценки и фиксации достижений, процесс формирования собственной образовательной траектории. Формирование новых компетенций, которые будут востребованы в будущем, требует применения новых форматов образования, изменений в построении образовательной среды. Основными средствами реализации Программы развития лицея являются проекты, в которых отражены цели, ресурсы (финансово-экономические, кадровые, информационные и научно-методические), основные мероприятия, сроки их реализации, ответственные исполнители, объем финансирования. На основе уже реализуемых программ, проектов и дорожных карт для достижения заявленной миссии образовательного учреждения в соответствии с национальным проектом «Образование» в лицее на протяжении 4 лет необходимо реализовать следующие проекты: Современный лицей; Учитель будущего; Успех каждого ребенка; Цифровая среда лицея. Проект «Современный лицей» направлен на достижение следующих задач: Задача 1. Обновление содержания общеобразовательных программ в соответствии с новыми ФГОС НОО, ФГОС ООО, совершенствование форм, технологий и учебно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Задача 2. Развитие системы педагогического мониторинга учебно-воспитательного процесса через разработку инструментов оценки достижений учащихся. Задача 3. Модернизация материально-технического обеспечения образовательного процесса. Задача 4. Совершенствование системы взаимодействия лицея с внешней средой для привлечения дополнительных ресурсов в образовательный процесс для максимальной реализации образовательных потребностей участников образовательных отношений (разработка механизмов реализации сетевого взаимодействия; внедрение сетевых форм реализации основных образовательных программ; привлечение сетевых партнеров к работе) Проект «Учитель будущего» направлен на достижение следующих задач: Задача 1. Развитие системы непрерывного повышения профессионального мастерства и квалификации педагогических работников (Программы «Профессиональный рост педагога», «Наставничество»). 26 Задача 2. Расширение разнообразия внеучебных проектов и творческих инициатив, в том числе с применением дистанционных технологий и форм открытого образования. Задача 3. Проектирование мотивирующих образовательных сред как необходимого условия успешной социализации учащихся. Задача 4. Развитие механизмов продуктивного взаимодействия учреждения с образовательными организациями и социальными партнерами в рамках осуществления образовательной, профориентационной и воспитательной деятельности. Проект «Успех каждого ребенка» направлен на достижение следующих задач: Задача 1. Внедрение комплекса мер, направленных на методическое и организационное сопровождение развития дополнительного образования в лицее, особое внимание программам технической направленности ( Образовательная программа дополнительного образования МАОУ «Лицей»). Задача 2. Расширение возможностей участия обучающихся в мероприятиях интеллектуальной направленности, соответствующих современным тенденциям развития сектора внеучебных мероприятий. Задача 3. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей. Проект «Цифровая среда лицея» направлен на достижение следующих задач: Задача 1. Создание и внедрение цифровой системы информационного сопровождения образовательного процесса лицея, использование широкого спектра современных методик и технологий обучения. Задача 2. Повышение квалификации педагогов в области современных технологий. Задача 3. Создание высокоразвитой технологической и безопасной образовательной среды лицея. Задача 4. Обеспечение условий формирования функциональной цифровой компетентности участников образовательного процесса в рамках преподавания всех учебных дисциплин как требование федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. 27 SWOT-АНАЛИЗ состояния образовательной системы МАОУ «Лицей» Сильные стороны Слабые стороны Предупреждающие компенсирующие действия Возможности Угрозы (ограничения и риски) Предупреждающие, компенсирующие действия Корректировка системы оценки качества образования в соответствии с требованиями ФГОС. Широкая сеть учреждений дополнительного образования, которые могут предоставлять дополнительные услуги в рамках стандарта. Возможное снижение уровня готовности детей к обучению в Лицее по новому ФГОС. Ранняя работа с системе «Детский сад-Лицей» по обеспечению готовности будущих первоклассников к обучению в условиях ФГОС. Проект «Современный лицей» Лицей – пилотная площадка по внедрению ФГОС. Внесены изменения в должностные инструкции учителей, заместителей директора, психолога, педагогов дополнительного образования. Недостаточная развита модель внеурочной деятельности. Не в полном объеме разработана система оценки предметных, метапредметных, личностных результатов обучения. Высокий уровень квалификации персонала. Разработано Положение об оплате труда (стимулирование в зависимости от результативности). Имеется положительный опыт вовлечения родителей в образовательновоспитательный процесс (программа «Наставничества») Развитая техническая реализации обучения. Приведение в соответствие нормативной базы Лицея требованиям ФГОС. Проведение совещаний, педсоветов с учителями по вопросам введения ФГОС в Лицее. Разработка методического сопровождения ФГОС. Развитие организации деятельности. системы внедрения модели внеурочной Использование форм и методов организации образовательного процесса, не соответствующих идеологии ФГОС. Развитие системы взаимодействия с родителями по достижению целей ФГОС. Совершенствование системы организации образовательного процесса в соответствии с современными требованиями. материальнобаза для профильного Проект «Успех каждого ребѐнка» 28 Сложившаяся система работы с одаренными детьми. Лицей- сетевая школа проекта «Школа РосАтома» Лицей участник Атомклассов прокта РосАтома» сети «Школа Лицей входит в Лигу школ РОСНАНО Оборудовано и действует современное открытое высокотехнологичное образовательное пространство Оборудован и Атомкласс по химии действует Приобретается современное оборудование для кабинета биологии и дополнительного образования Положительная динамика показателей успешности обучения лицеистов за последние 3 года. Не развита система психологического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения. Проектирование научнометодической работы Лицея, направленной на создание индивидуальных образовательных маршрутов Формирование у обучающихся мотивации познания, работа с учащимися различных стартовых возможностей. Система городских , региональных, всероссийских (открытых) олимпиад, конкурсов, конференций различной направленности для всех категорий учащихся. Реализация системных мер по педагогическому сопровождению учащихся. Развитая муниципальная, региональная, всероссийская система дополнительного педагогического образования. Совершенствование системы мер по активизации поисковой и научно-исследовательской деятельности учащихся Лицея. Наличие в городе специалистов для привлечения к программе «Наставничества» Разнообразие учебного плана. Востребованность профильного обучения у реальных и потенциальных потребителей образовательных услуг Лицея. Расширение возможеностей дистанционного обучения учащихся. Организация тематических смен на базе Лицея. Преподавание профильных предметов, элективных курсов, курсов по выбору. Хорошая материальнотехническая база для реализации профильного обучения. В городе реализуется комплекс мер по поднятию престижа естественных наук и связанных с ними отраслей производства у подрастающего поколения. В среднем 85% выпускников поступают в вузы в соответствии с профилем, по которому учились в Лицее. Лицей активно включился в мероприятия сети Атомклассов прокта «Школа РасАтом» Разработана и эффективная дистанционного учащихся. Начата работа в Open Space (открытое высокотехнологичное образовательное пространство) Результативная система дополнительного образования. запущена система обучения Обеспечение участия учащихся Лицея в научноисследовательской деятельности Снижение результатов ЕГЭ выпускников Лицея может привести к утрате позиций, занятых Лицеем в системе образования. Удаленность территории города от культурных и научных центров уменьшает возможности сотрудничества и общения. Совершенствование системы подготовки педагогов и учащихся к ЕГЭ. Расширение географии конкурсов, олимпиад и НПК различных направлений. Широкое использование возможностей дистанционного обучения. Система успехов и учащихся. поощрения достижений Развитие системы взаимодействия с ведущими вузами региона и России ( программа Open ways) Проведение тематических каникулярных смен «ПроАтом», «Альбион», «Магия открытий» 29 Проект «Учитель будущего» Высокая квалификация педагогов Положительный опыт участия педагогов и ОУ в конкурсах профессионального мастерства. Ежегодное обучение на курсах повышения квалификации большей части педагогов. Действует система материального стимулирования педагогов. Недостаточное использование возможностей по реализации индивидуальной программ индивидуального педагога Недостаточно эффективна система организации методической работы с педкадрами. Организация методической работы по повышению уровня профессиональных компетентностей педагогов Вовлечение всех педагогов в работу творческих групп, лицейских и городских методических объединений. Совершенствование системы мониторинга профессиональных достижений для создания портфолио педагога. Совершенствование системы работы с педагогическими кадрами. Высокий уровень освоения информационных технологий дает возможность дальнейшего профессионального развития педагогов, освоения ими современных методов организации образовательного процесса. Недостаток молодых специалистов, что ведет к увеличению среднего возраста педагогов Большая загруженность педагогов может вести ухудшению здоровья. Участие во всероссийских образовательных проектах позволяет расширить возможности для повышения квалификации учителей и вовлечения их в новые формы работы. Организация работы по привлечению молодых специалистов, создание условия для положительной адаптации. Организация оздоровительных для педагогов. занятий Организация переподготовки педагогов и повышения квалификации педагогических кадров. Подготовка к новой системе аттестации педагогических кадров для повышения качества образования. Проект «Цифровая среда лицея» Наличие современного технологического -пространства «open space» с мобильным классом и возможностью ВК Проблемы технического обеспечения, в том числе связанные со старым основным зданием Наличие ученических планшетов в Атомклассе; подключение к сети Интернет 125 Мб Наличие информационных площадок во всех ведущих социальных сетях; Кадровое обеспечение проекта. Слабая мотивация возрастных работников для продвижения ЦТ. Старение кадров и кадровый голод. Освоена площадка «Сетевой город» (бумажный журнал и дневник отсутствуют) Участие и организация сетевого взаимодействия в проектах Школа Росатома и Атомклассов Уроки интегрированные с цифровыми технологиями проводятся разово Постоянный мониторинг состояния техники, поддержание удовлетворительного состояния здания, привлечение соц.партнеров по своевременному ремонту и инструктирование персонала по ТБ. Профориентационная работа среди будущих выпускников. Освоение электронных ресурсов по подбору персонала. Поиск курсов по повышению цифровой квалификации учителей. Организация и участие сетевых интернатур. Формирование распространение моделей работы и новых Возможное снижение уровня готовности педагогов работать «По- новому» Активное содействие работы МЦК по включению обучающихся в работу курсов с удаленными преподавателями. 30 5. Содержательный и управленческий аспекты программы развития (стратегия и тактика развития) Основные направления стратегических изменений лицея Обновление содержания образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты. Развитие кадрового потенциала. Повышение эффективности управления качеством образования (формирование внутришкольной системы оценки качества образования (ВСОКО) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта). Развитие инфраструктуры лицея. Развитие сетевого взаимодействия. Модель реализации программы развития Достижение цели программы развития осуществляется за счѐт реализации 4 взаимосвязанных проектов, соответствующих направлениям стратегических изменений лицея. В результате реализации Программы развития прогнозируются следующие изменения в образовательной среде лицея: По итогам реализации проекта «Современный лицей» : соблюдение показателей исполнения муниципального задания на оказание услуг (выполнение работ) в соответствии с перечнем на уровне 100%; соблюдение показателя выполнения учебного плана на уровне 100%; соблюдение показателя степени удовлетворенности потребителей качеством предоставления услуги на уровне 95%; модернизация образовательного пространства, увеличение доли оснащенности современным оборудованием, востребованность зон Open Space для организации образовательного процесса; создана модель развивающей предметно-пространственной среды; создана организационно-технологическая модель организации сетевого взаимодействия (договоры и планы совместной деятельности с предприятиями, организациями профессиональными объединениями; сетевые модули основных образовательных программ; методические разработки сетевых мероприятий). 31 По итогам реализации проекта «Учитель будущего»: Достижение показателя 100% педагогов с высшей и первой квалификационной категорией; повышение уровня профессионального мастерства в форматах непрерывного образования; увеличение доли дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной и технической направленности; увеличение количества проводимых учреждением открытых и дистанционных мероприятий ; увеличение количества реализуемых социально-образовательных проектов ; представление опыта учителями по использованию возможностей предметнопространственной среды лицея. По итогам реализации проекта « Успех каждого ребѐнка»: увеличение доли учащихся в системе дополнительного образования до 90%; увеличение доли учащихся, принявших участие в городских, окружных и всероссийских внеучебных мероприятиях, не менее 80% от общей численности учащихся; увеличение количества участников проектов «Большая перемена», «Проектория», «Билет в будущее», направленных на раннюю профориентацию учащихся; создание системы наставничества для обучающихся лицея; открытие школьного спортивного клуба. По итогам реализации проекта «Цифровая среда лицея»: введение «полного» электронного документооборота в учреждении; создание современной образовательной среды в соответствии с ФГОС; ведение информационной системы мониторинга достижений учащихся; усовершенствование возможностей электронной системы обучения; создание единой системы контроля и управления доступом. 6. Основное содержание программы развития Проект «Современный лицей» Цель проекта: повышение качества образования посредством обновления содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ за счет обновления материальнотехнической базы школы, вовлечения всех участников образовательного процесса в развитие системы образования. Участники проекта: администрация лицея, учителя, обучающиеся, педагог-психолог, родители (законные представители). 32 № Содержание деятельности Сроки п/п Задача 1. Обновление содержания общеобразовательных программ в соответствии с новыми ФГОС НОО, ФГОС ООО, совершенствование форм, технологий и учебно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. 1 Обновление содержания программ, составляющих основу образовательной 2021-2024 программы, в связи с реализацией ФГОС НОО, ФГОС ООО 2 Разработка новых дополнительных общеразвивающих программ, 2021-2024 направленных на организацию работы с детьми с учетом изменений в технологических и организационно-педагогических условиях образовательного процесса. 3 Разработка и внедрение новых программы внеурочной деятельности 2021-2024 4 Внедрение лучших практик обмена опытом , в том числе в онлайн — 2021-2024 формате ( реализация целевой программы «Наставничества») Задача 2. Развитие системы педагогического мониторинга учебно-воспитательного процесса через разработку инструментов оценки достижений учащихся. 1 Обновление внутришкольной системы оценки качества образования 2021-2024 (ВСОКО) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. 2 Обновление диагностического инструментария, реализация программы диагностик: «Готовность к обучению. 1классы», 2021-2022 «Адаптация пятиклассников», «Диагностика предпрофильного обучения» 3 Создание и мониторинг реализации программы воспитания МАОУ 2021-2024 «Лицей» Задача 3.Модернизация материально-технического обеспечения образовательного процесса 1 Обновление материально-технического обеспечения образовательного 2021-2024 Обновление информационно-коммуникационного пространства с учетом 2021-2024 процесса с учетом изношенности. 2 современных требований. 3 Обновление МТБ, в то числе для обучения лиц с ограниченными 2021-2024 возможностями здоровья и инвалидами по программе «Доступная среда» 4 Закупка современного оборудования, отвечающим целям и задачам программ дополнительного образования и реализации 2021-2024 внеурочной 33 деятельности Задача 4. Совершенствование системы взаимодействия лицея с внешней средой для привлечения дополнительных ресурсов в образовательный процесс для максимальной реализации образовательных потребностей участников образовательных отношений 1 Расширение сферы применения механизмов сетевого взаимодействия 2021-2024 2 Развитие социального партнѐрства с организациями и производственными 2021-2024 предприятиями в рамках профильного обучения 3 Совершенствование системы работы как сетевая школа проекта «Школа РосАтома», школы участниц мероприятий «Атомклассов», 2021-2024 центра межшкольных компетенций. Проведение внутреннего и внешнего аудита соответствия стандартам сетевых школ. Проект «Учитель будущего» Цель проекта: внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников. Участники проекта: администрация лицея, учителя, педагог-психолог. № Содержание деятельности Сроки п/п Задача 1. Развитие системы непрерывного повышения профессионального мастерства и квалификации педагогических работников (Программы «Профессиональный рост педагога», «Наставничество») 1 Определение профессиональных дефицитов педагогического коллектива 2021-2022 2 Создание 2021-2022 системы непрерывного планомерного повышения квалификации, в том числе на основе использования современных цифровых технологий. 3 Реализация целевой программы «Наставничества», в том числе работа с 2021-2024 «молодыми специалистами» и вновь принятыми учителями 4 Создание условий для участия педагогических работников в 2021-2024 профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками. 5 Участие педагогических работников в конкурсах профессионального 2021-2024 мастерства разных уровней. 6 Совершенствование системы методической работы, направленной на 2021-2024 34 развитие психолого-педагогической, предметной компетенций педагога 7 Исполнение требований ФГОС к кадровым условиям реализации 2021-2024 образовательных программ при формировании кадрового состава образовательной организации. 8 Подготовка педагогов к аттестации в новой форме 2021-2022 Задача 2. Расширение разнообразия внеучебных проектов и творческих инициатив, в том числе с применением дистанционных технологий и форм открытого образования. 1 Увеличение количества дистанционных проводимых мероприятий, учреждением представление открытых опыта и 2021-2024 учителями (публикации, вебинары, стажировки, семинары, мастер- классы) 2 Работа педагогов Региональной в рамках реализации образовательной авторской площадки программы 2021-2023 «Межпредметные интегративные погружения - средство реализации конвергентного подхода в образовании» Задача 3. Проектирование мотивирующих образовательных сред как необходимого условия успешной социализации учащихся. 1 Организация и представление опыта учителями по использованию 2021-2024 возможностей предметнопространственной среды лицея. 2 Участие педагогического коллектива в грантовых конкурсах 2021-2024 Задача 4. Развитие механизмов продуктивного взаимодействия учреждения с образовательными организациями и социальными партнерами в рамках осуществления образовательной, профориентационной и воспитательной деятельности. 1 Увеличение доли дополнительных общеразвивающих программ 2021-2022 социально-образовательных 2021-2024 естественно-научной и технической направленности 2 Увеличение количества реализуемых проектов Проект «Успех каждого ребенка» Цель проекта: создание качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей. Участники проекта: администрация лицея, учителя, педагог-психолог, обучающиеся. 35 № Содержание деятельности Сроки п/п Задача 1. Внедрение комплекса мер, направленных на методическое и организационное сопровождение развития дополнительного образования в лицее, особое внимание программам технической направленности ( Образовательная программа дополнительного образования МАОУ «Лицей»). 1 Создание универсальной модели дополнительного образования (в том числе с учетом сетевого взаимодействия) 2021-2022 учитывающим индивидуальные потребности детей. 2 Участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах, научно-практических 2021-2022 конференциях разных уровней. 3 Создание и развитие школьного спортивного клуба. 4 Увеличение количества обучающихся, посещающих 2021-2024 кружки 2021-2022 Повышение профессиональной компетентности учителей по программам 2021-2024 естественно-научной и технической направленности 5 доп.образования. Задача 2. Расширение возможностей участия обучающихся в мероприятиях интеллектуальной направленности, соответствующих современным тенденциям развития сектора внеучебных мероприятий. 1 Совершенствование методики сопровождения обучающихся, 2021-2024 участвующих в олимпиадах, научно-исследовательских конкурсах и конференциях. 2 Увеличение количества участников проектов «Большая перемена», 2021-2024 «Проектория», «Билет в будущее» и др. 3 Создание возможностей для организации социальных, 2021-2024 профессиональных, спортивных проб. Задача 3. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей. 1 Развитие модели выявления и сопровождения детей, проявляющих 2021-2024 способности. 2 Получение учащимися рекомендаций по построению индивидуального 2021-2024 учебного плана 36 3 Реализация целевой модели «Наставничества», формы «Ученик»- 2021-2024 «Ученик», «Работодатель»- «Ученик», «Студент»- «Ученик» 4 Развитие социального партнѐрства с организациями и 2021-2024 производственными предприятиями в рамках профильного обучения. Проект «Цифровая среда лицея» Цель проекта: создание условий для внедрения современной и безопасной цифровой образовательной среды. Участники проекта: администрация лицея, педагогический персонал, обучающиеся, родители (законные представители) № Содержание деятельности Сроки п/п Задача 1. Создание и внедрение цифровой системы информационного сопровождения образовательного процесса лицея, использование широкого спектра современных методик и технологий обучения. 1 Введение «полного» электронного документооборота в учреждении 2021-2024 («Цифровая учительская») 2 Создание современной образовательной среды в соответствии с ФГОС 2021-2024 3 Внедрение цифровой системы информационного сопровождения 2021-2024 процесса управления развитием лицея 4 Формирование сетевого сообщества Региональной образовательной 2021-2022 площадки «Межпредметные интегративные погружения - средство реализации конвергентного подхода в образовании» Задача 2. Повышение квалификации педагогов в области современных технологий 1 Создание условий для повышения квалификации педагогов в области 2021-2024 современных технологий онлайн - обучения. 2 Организация и представление опыта учителями по использованию 2021-2024 цифровых технологий Задача 3. Создание высокоразвитой технологической и безопасной образовательной среды лицея. 1 Освоение и расширение высокоразвитой технологической среды лицея ( 2021-2024 предметные кабинеты, зоны ―Open Space‖, включая библиотеку) 37 2 Участие всех участников образовательного процесса в грантовых 2021-2024 конкурсах, на обновление тех. оборудования Задача 4. Обеспечение условий формирования функциональной цифровой компетентности участников образовательного процесса в рамках преподавания всех учебных дисциплин как требование федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. 1 Развитие участия в системе дистанционных конкурсов, олимпиадах, 2021-2024 фестивалях и т.д. 2 Ведение информационной системы мониторинга достижений учащихся - 2021-2024 «Электронного портфолио обучающегося» 7. Система контроля за выполнением программы 7.1 Индикаторы достижения цели программы развития Параметры Индикаторы Методика оценки Проект «Современный лицей» 1 Обновлено содержание образования Доля педагогов, прошедших повышение квалификации по вопросам реализации обновлѐнных ФГОС НОО, ФГОС ООО Количественный анализ педагогов, прошедших повышение квалификации по вопросам реализации обновлѐнных ФГОС НОО, ФГОС ООО Наличие образовательных Количественный мероприятий, обеспечивающих образовательных включѐнность обучающихся в мероприятий проектную, исследовательскую, конструкторскую, управленческую, коммуникативную деятельность анализ Наличие методических разработок Количество методических педагогов лицея разработок педагогов лицея Доля педагогов, владеющих Анализ посещенных уроков, технологиями, обеспечивающих внеурочных занятий реализацию ФГОС НОО, ФГОС ООО Доля обучающихся, вовлеченных в Количественный анализ образовательные мероприятия вовлеченности обучающихся (проектная, исследовательская, конструкторская, управленческая, коммуникативная деятельность ) 38 2 Разработан пакет локальных актов, обеспечивающих реализацию обновлѐнных ФГОС НОО, ФГОС ООО Наличие локальных актов, обеспечивающих реализацию обновлѐнных ФГОС НОО, ФГОС ООО Анализ полноты локальных актов для регулирования образовательной деятельности в рамках проекта 3 Разработаны механизмы реализации сетевого взаимодействия Функциональность организационно- Анализ фунциональности технологической модели организационноорганизации сетевого технологической модели взаимодействия организации сетевого взаимодействия Наличие договоров и планов Анализ полноты локальных совместной деятельности с актов для организации предприятиями, организациями и сетевого взаимодействия профессиональными объединениями Доля учителей, включенных в сетевые модели и образовательные события ( включая функионирование межшкольного сетевого центра компетенций) Расширение спектра партнеров лицея сетевых Статистический анализ данных по социальному партнерству 4. Доля обучающихся, включенных в сетевые модели и образовательные события ( включая функионирование межшкольного сетевого центра компетенций) 4 Проведена модернизация материальнотехнического обеспечения образовательного процесса Количественный анализ включенности обучающихся в сетевые программы и проекты Количественный анализ включенности обучающихся в сетевые программы и проекты Обогащение зоны Open Space Анализ насыщенности среды оборудованием и материалами для обеспечения условий для работы обучающихся по собственному замыслу (Наличие в открытом доступе мобильного оборудования для организации деятельности в рамках реализации учебного плана и плана внеурочной деятельности, а также индивидуальных активностей учащихся ) Эффективность работы Атомкласса Количественный и по химии качественный анализ результативности работы Реорганизация актового зала, Анализ насыщенности среды школьной студии телевидения, библиотеки 39 5 Обновлена и Наличие локальных актов по внедрена ВСОКО внутришкольная система оценки качества образования Доля педагогов, прошедших (ВСОКО) повышение квалификации по вопросам оценки качества образования Анализ полноты локальных актов для регулирования образовательной деятельности в рамках проекта Доля педагогов, вовлеченных в разработку, планирование, внедрение и оценку управленческих механизмов оценки качества образования Количественный анализ педагогов, вовлеченных в разработку, планирование, внедрение и оценку управленческих механизмов оценки качества образования Количественный анализ педагогов, прошедших повышение квалификации по вопросам оценки качества образования Доля педагогов, владеющих Экспертиза оценочных технологиями стандартизированного процедур учителя оценивания предметных и метапредметных результатов, формирующего оценивания 6 7 Организована работа межшкольного сетевого центра компетенций («Лабораторныйхимический анализ», «Агрономика») на базе лицея Наличие мероприятий Количество мероприятий межшкольного сетевого центра межшкольного сетевого компетенций на базе лицея Центра компетенций на базе лицея Востребованность инновационной деятельности лицея Наличие локальных обеспечивающих межшкольного сетевого компетенций Количественный анализ вовлеченности обучающихся актов, Анализ полноты локальных работу актов, обеспечивающих Центра работу межшкольного сетевого Центра компетенций Создана и внедрена Наличие программы воспитания программы воспитания МАОУ Доля педагогов, прошедших «Лицей» повышение квалификации по вопросам реализации программы воспитания Критерии реализации программы воспитания Количественный анализ педагогов, прошедших повышение квалификации по вопросам реализации программы воспитания Проект «Учитель будущего» 8 Обновлена и внедрена система непрерывного повышения профессиональног о мастерства педагогов Доля педагогов прошедших Аналитическая справка по диагностику профессиональных результатам диагностики компетенций Доля педагогов прошедших Количество педагогов диагностику профессиональных прошедших обучение по дефицитов индивидуальным образовательным маршрутам, 40 (программа «Профессиональн ый рост педагога») построенных по результатам диагностики проф. дефицитов Доля педагогов, прошедших Количественный анализ повышение квалификации, педагогов, прошедших переподготовку повышение квалификации, переподготовку Доля педагогических работников Количество публикаций, участвующих в профессиональных проведѐнных вебинаров, ассоциациях, программах обмена стажировок, мастер-классов опытом и лучшими практиками. Доля педагогов вовлечѐнных в Количественный и реализацию целевой программы качественный анализ «Наставничества», форма реализации программы «Учитель»- «Учитель» Наличие образовательных Ежегодный отчѐт о мероприятий по работе деятельности региональной Региональной образовательной инновационной площадки площадки «Межпредметные интегративные погружения средство реализации конвергентного подхода в образовании» Проект «Успех каждого ребенка» 9 Обновлена и Доля обучающихся участвующих в внедрена конкурсах, олимпиадах, научноуниверсальная практических конференциях разных модель уровней дополнительного образования Наличие школьного спортивного клуба Количественный качественный вовлечѐнности результативности обучающихся и анализ и Доля обучающихся вовлечѐнных в реализацию целевой модели «Наставничества», формы «Ученик»«Ученик», «Работодатель»«Ученик», «Студент»- «Ученик» Количественный качественный вовлечѐнности результативности обучающихся Доля обучающихся, посещающих кружки с увеличением естественнонаучной и технической направленности Количество программ доп. образования, включѐнных в реестр бюджетных программ ПФДО, количество обучающихся посещающих кружки Количественный и качественный анализ вовлечѐнности и результативности обучающихся , посещающих спортивный клуб и анализ и 41 Проект «Цифровая среда лицея» Создана и внедрена цифровая система информационного сопровождения образовательного процесса лицея 10 Обогащение образовательных Количество образовательных возможностей обучающихся за счет событий в цифровом формате использования в образовательном процессе электронных и интернетресурсов Доля педагогов, прошедших Количественный анализ повышение квалификации в области педагогов, прошедших современных технологий онлайн - повышение квалификации обучения Обновление МТБ, в то числе для Анализ насыщенности среды обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами по программе «Доступная среда» 7.2 Показатели индикаторов результатов реализации программы развития по годам № Показатель Алгоритм расчѐта значения показателя Значение показателей по годам 2021 2022 2023 год год год 2024 год Проект «Современный лицей» 1 Доля педагогов, владеющих технологиями, обеспечивающих реализацию обновлѐнных ФГОС НОО, ФГОС ООО Отношение количества педагогов, владеющих технологиями, обеспечивающими реализацию обновлѐнных ФГОС НОО, ФГОС ООО к общему числу педагогов 50% 70% 100% 2 Доля педагогов, включенных в сетевые модели и образовательные события (включая функионирование межшкольного сетевого центра компетенций) Отношение количества 6% педагогов, включѐнных в сетевой формат взаимодействия к общему числу педагогов 12% 20% 30% 3 Доля педагогов, прошедших повышение квалификации , переподготовку ( по вопросам введения ФГОС НОО, ФГОС ООО; ВСОКО; реализации воспитательной программы и др.) Отношение количества 90% педагогов, прошедших повышение квалификации , переподготовку ( по вопросам введения ФГОС НОО, ФГОС ООО; ВСОКО; реализации воспитательной программы и др.) к общему числу педагогов 90% 90% 90% 4 Доля обучающихся, принявших участие в мероприятиях независимой Отношение обучающихся, участие в количества Положительная динамика принявших показателя мероприятиях 42 оценки качества, демонстрирующих повышенный уровень владения навыками, в общем количестве участвующих в мероприятиях независимой оценки качества, демонстрирующих повышенный уровень владения навыками, в общем количестве участвующих в мероприятиях Проект «Учитель будущего» 5 Доля педагогов, подтвердивших и повысивших квалификационную категорию в соответствии с новым порядком аттестации педагогических кадров Отношение количества педагогов, подтвердивших и повысивших квалификационную Положительная динамика показателя категорию в соответствии с новым порядком аттестации педагогических кадров к общему числу педагогов 6 Доля педагогов включѐнных в систему непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов (программа «Профессиональный рост педагога» Отношение количества 100% 100% 100% 100% педагогов, включѐнных в систему непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов (программа «Профессиональный рост педагога» к общему числу педагогов Проект «Успех каждого ребенка» 7 Доля обучающихся, вовлеченных в образовательные мероприятия (проектная, исследовательская, конструкторская, управленческая, коммуникативная деятельность ) Отношение количества 70% обучающихся, вовлеченных в образовательные мероприятия, направленные на формирование субъектной позиции, к общему количеству обучающихся 80% 90% 100% 8 Доля обучающихся, включенных в сетевые модели и образовательные события (включая функионирование межшкольного сетевого центра компетенций) Отношение количества 10% обучающихся, вовлеченных в образовательные мероприятия, направленные на формирование субъектной позиции, к общему количеству обучающихся 20% 30% 40% 9 Доля обучающихся , ставших Отношение количества Положительная динамика победителями и призѐрами в обучающихся, ставших показателя конкурсных мероприятиях победителями и призѐрами в конкурсных мероприятиях, к общему количеству обучающихся 10 Количество мероприятий по Фактическое работе Региональной показателя образовательной площадки «Межпредметные интегративные погружения - значение Не менее 8 в год 43 средство реализации конвергентного подхода в образовании» 11 Доля обучающихся (10-16 лет) вовлечѐнных в реализацию целевой модели «Наставничества», формы «Ученик»«Ученик», «Работодатель»«Ученик», «Студент»- «Ученик» Отношение количества 30% обучающихся (10-16 лет), вовлечѐнных в реализацию целевой модели «Наставничества», к общему количеству обучающихся 50% 70% 90% Проект «Цифровая среда лицея» 12 Обогащение Количество образовательных Положительная динамика показателя образовательных событий в цифровом формате возможностей обучающихся за счет использования в образовательном процессе электронных и интернетресурсов 13 Доля педагогов, прошедших Количественный анализ Положительная динамика повышение квалификации в педагогов, прошедших показателя области современных повышение квалификации технологий онлайн обучения 8. Ожидаемые результаты реализации Программы развития заключаются: в формировании образованного, социально адаптированного выпускника, способного к активной деятельности в непрерывности образования; в создании творческого, благоприятного психологического микроклимата в ученическом коллективе, положительной динамики уровня учебной успешности лицеистов, качества образования; в успешной самореализации ученика и педагога; в развитии информационно-образовательного пространства лицея, росте числа сетевых партнеров; в совершенствовании деятельности ЛМО, организационнометодического обеспечения образовательного процесса, роста профессионализма педагогических работников, внедрение в образовательный процесс новых инновационных технологий; в улучшении материально-технической лицея; в расширении предлагаемых лицеем образовательных услуг; в совершенствовании управления образовательным учреждением. 44